В 1949 Франц Гальдер (Franz Halder) написал книгу объёмом всего в 60 страниц, в которой рассказал о самых грубых ошибках, допущенных фюрером в СССР. Издание ABC тоже решило их проанализировать.
На лице Франца Гальдера не было видно той жёсткости, которая свойственна тем, кто прошёл войну. Поседевший мужчина с типичными немецкими чертами лица, в круглых очках, скорее походил на обычного дедушку, который тут же становился строгим при малейшей шалости внуков. В действительности Гальдер был закалённым ветераном Первой мировой войны, благодаря которому Третий рейх одержал самые блестящие победы. Польша, Нидерланды, Франция и Балканы — вот лишь некоторые из операций, которыми он руководил в должности начальника Генерального штаба Верховного командования немецкой армии и в которых применял танки и скорость.
Но больше всего проблем ему доставило вторжение в СССР.
С самого начала он был настроен скептически, хотя в 1941 году написал в своём дневнике, что красная империя будет раздавлена немецким ботинком. Но в конечном итоге зима и проблемы со снабжением подействовали отрезвляюще. Так начались его разногласия с диктатором, с которым он разорвал отношения 23 июля 1942. В тот день фюрер издал директиву номер 45 об одновременном захвате Сталинграда и Кавказа. "Постоянная недооценка возможностей противника принимает гротескные формы и становится опасной", — писал Гальдер. И в итоге его отстранили от должности.
К изгнанному Гальдеру осознание происходящего пришло 2 февраля 1943, когда немецкая армия потерпела поражение в Сталинградской битве. Это был переломный момент, подтвердивший то, что уже было известно немецкому командованию: война была проиграна. По крайней мере, так он объяснил в брошюре, вышедшей летом 1949. ABC опубликовала подобное заявление на своей обложке 10 июня того же года. Её автором был корреспондент газеты в Германии, который приехал к генералу на квартиру во Франкфурте, чтобы добиться от него каких-нибудь комментариев на этот счёт.
К своему сожалению, корреспондент получил лишь невнятный ответ старика, раздосадованного своим внезапным отстранением от командования: "Предпочитаю не говорить об этой книге. Отношения с прессой у меня пока не сложились. Я написал эту книгу по просьбе моих друзей". Под завесой двусмысленности, однако, скрывались слова, по которым можно было понять, что на самом деле думал этот немец, преданный больше Германии, чем Гитлеру. "Я не говорю, что если бы мы захватили Москву и вторглись в Великобританию, то мы бы совершенно точно выиграли войну. Это политический вопрос, а я всего лишь солдат", — подчеркнул он.
Могила рейха
Но в брошюрке под названием "Гитлер как полководец" он не так осторожничал. Как опубликовала ABC, на страницах своей книги Гальдер изобразил диктатора на грани шизофрении, который всякий раз, когда ему нужна была единогласная поддержка офицеров, прибегал к "Führerbefehl" — а это уже сродни королевским приказам— чтобы выполнение было беспрекословным. "Неподчинение грозило смертной казнью", — говорилось в тексте. И это была только вершина айсберга. Предводитель нацистов изображался как человек, который терялся, если ему нечем было ответить на военные решения Верховного командования, и поэтому он просто начинал повышать голос или кричать.
Гальдер также раскритиковал "стратегические способности Гитлера" и его решение атаковать СССР. "Именно на советском фронте наступил крах немецкой армии", — писала ABC. Во-первых, потому что операция началась на два месяца позже из-за вмешательства в Югославию и Грецию для поддержки фашистской Италии. А ещё потому что он отказался выдать тёплую одежду военным из соображений что "кампания завершится задолго до наступления зимы и солдаты проведут холода в тёплых казармах". Эти и многие другие ошибки стоили диктатору поражения во Второй мировой войне.
Но кульминацией провала было решение отправить миллион солдат "как на парад" по грязи в Сталинград. И всё это пока он планировал захватить Кавказ. Гальдер писал, что Гитлер пришёл в ярость, когда узнал, что он раскритиковал его директиву номер 45. "Когда он жёстко отверг план, у фюрера наступил очередной приступ истеричной ярости и он заговорил, что речь идёт не о технических знаниях, а о фанатичной преданности идеям национал-социализма. Гальдера отстранили и он больше не участвовал в войне".
Перед наступлением на Сталинград Гальдер неоднократно предупреждал, что в сектор перебросили новые дивизии и соваться туда было безумной идеей. Но Гитлер лишь выругался и всё твердил: "Красная армия будет уничтожена!". Не действовали никакие аргументы. Гальдер даже показал фюреру, как в прошлом Сталин разгромил Белую армию в этом же самом городе, только тогда он назывался Царицын. "Это две совершенно идентичные операции", — настаивал военный. Но предупреждение всё равно было проигнорировано. Нацистскому лидеру важнее была его "интуиция", которой он так гордился.
По мнению Гальдера, это же самое чувство завело 6-ю армию под командованием Фридриха Паулюса (Friedrich Paulus) в советское окружение под Сталинградом во время операции "Уран", в рамках которой Красная армия расположилась вокруг города чтобы зажать противника и заставить его сдаться. Несмотря на то что прорваться через окружение было невозможно, Гитлер приказал защищаться до последнего. "У фюрера была возможность спасти большинство своих людей, но он ничего не хотел знать об отступлении. Таким образом он не только уничтожил армию Паулюса, но и подорвал доверие командования к его „интуиции”", — писала газета ABC.
Цель — Сталинград
Добраться до Сталинграда было не так просто. Быстрые победы в самом начале всего лишь создавали иллюзию непобедимости. Из трех немецких групп армий, которые должны были завоевать СССР (Север, Центр, Юг), только второй удалось хорошо продвинуться в сторону Москвы. На самом деле Гитлеру пришлось отложить массовое наступление до 2 октября, пока не стабилизировалась обстановка на фронте. Но это было уже слишком поздно, немецкие войска, как и наполеоновские, столкнулись с зимой. "В конце декабря вермахт зарегистрировал более 100 тысяч случаев переохлаждения, в 14 тысячах из которых бойцам потребовалась ампутация", — говорит журналист, историк и автор блога "Это война!" Хесус Эрнандес (Jesús Hernández) в своей книге "Краткая история Второй мировой войны".
Задержка наступления нанесла тяжёлый удар по интересам нацистов. Однако страдающий манией величия Гитлер решил не отказываться от операции и отправил войска на завоевание Москвы… посреди зимы. В конечном итоге холод, прибытие советских подкреплений и атака со стороны войск Сталина в начале декабря остановили наступление немецкой армии. В последующие месяцы Красная армия осуществила серию наступлений, но не пробила линии немецких войск, которым запрещено было отступать по приказу самого фюрера.
В начале противникам удалось сравняться в плане контроля наиболее важных городов. Москва и Сталинград были относительно вне опасности (хотя и под прицелом немецкой армии), а вот Ленинград всё ещё был осаждён. При таких условиях в мае Сталин отдал приказ готовиться к обороне, потому что знал, что с повышением температуры будут новые атаки. И он не прогадал. Гитлер решил сменить стратегию и направить свои танки на город, названный в честь товарища Сталина.
Летом 1942 Гитлер приказал возобновить наступление. Но на этот раз главную роль должна была сыграть группа армий "Юг". Она была разделена на группу армий "A" и группу армий "B". Эти группы должны были двигаться к нефтяным месторождениям на Кавказе и к Сталинграду. Хуже решения нельзя было придумать, потому что немецкий лидер разделил силы вместо того чтобы объединить их и разгромить врага. "Совершенно безумная стратегия", — отметил Ян Кершоу (Ian Kershaw), один из самых видных авторов биографии фюрера. В свою очередь, Сталин ответил кровавым приказом номер 227, согласно которому самовольный уход от боевых позиций карался расстрелом прямо на поле боя. Так он дал понять, что отступать было некуда.
"Первая группа столкнулась с проблемой поставок горючего, поэтому ей пришлось замедлить ход и дождаться доставки запасов. Кроме того, крутые склоны гор Кавказа, хорошо защищённые местными силами, оказались практически непреодолимым препятствием для техники", — пишет Эрнандес в своей работе. Возможно, именно тогда безумие Гитлера достигло апогея. Устав от того, что его танки не могут преодолеть километры форсированным маршем, фюрер уволил командира группы "А" и… стал сам руководить этой группой из Германии! А 6-й армии, которая входила в группу "B" и была под командованием Фридриха Паулюса, приказал взять Сталинград.
Это была непростая задача, но Гитлер полностью доверял Паулюсу (кадровому офицеру, прибавлявшему к своей фамилии приставку "фон" чтобы скрыть своё скромное происхождение). В начале сентября ему уже удалось окружить Сталинград. Но он не знал, что столкнётся с сопротивлением не на жизнь, а на смерть, и что холод, голод и отчаяние смогут деморализовать армию, привыкшую к быстрым победам над врагом. В последующие месяцы попытки 6-й армии пробиться оказались тщетны, а советская армия, напротив, пополнялась новыми подкреплениями со всей страны. Войска захватчиков начали редеть.
Сталинград стал холодной могилой для нацизма. Но фюрер был одержим идеей, хотя его генералы день за днём докладывали ему об ужасных условиях, в которых оказались солдаты. Гитлер ни в какую не уступал. Для него было важно завоевать город. Так он велел передать Паулюсу, которому запретил отступать. Это была роковая ошибка, поскольку немец мог рассчитывать только на подкрепления из ненадёжных румынских и итальянских войск. "Потрясённый таким развитием событий, Паулюс начал 11 ноября последнее наступление на Сталинград, стянув все ресурсы, но советские защитники отбились и на этот раз. Немцы разыграли последнюю карту и проиграли", — отмечает Эрнандес.
Немецкая одиссея началась в ноябре 1942, когда 6-ая армия перешла от наступления к обороне на Сталинградском фронте: 19 числа началась операция "Уран". Красная армия окружила город чтобы "зажать" противника и заставить его сдаться. Силам Сталина удалось достичь цели, нанеся удар по ключевым позициям нацистов (большинство из них обороняли румынские войска). "23 ноября русские, прибывшие с севера и с юга, окончательно разгромили румын и соединились на мосту через Дон в Калаче, через который проходила линия сообщения и снабжения армии Паулюса. […] Внутри оказались изолированы 300 тысяч человек", — пишет автор блога "Это война!".
С этого момента начались мучения нацистской армии. Жаждущие крови советские войска окружили 6-ю армию Паулюса. Что сделал Гитлер? Он явно не планировал отдавать приказ отступать, вместо этого он велел защищаться и заявил, что люфтваффе поставит еду, боеприпасы и одежду, пока войска будут прорывать окружение. Но обещание было лживым. Из обещанных 700 тонн напыщенный Геринг (командир немецких военно-воздушных сил) смог отправить только сто. Окончательное поражение наступило третьего февраля.