В этой статье я рассказываю про квинтэссенцию японского стиля, гравюру Хокусая, которая очаровала и вдохновила многих современных художников.
Картина Хокусая "Волна" является культовым изображением и одним из самых тиражируемых. Его можно назвать "вирусным" – она даже стала эмодзи. Возможно, это самое известное изображение из японского искусства. Тем не менее, на нее оказало влияние именно европейское искусство, а преобладающий синий цвет, обычно называемый берлинской лазурью, был синтетическим пигментом, открытым в Европе.
Хокусай буквально переводится как "Мастерская Северной звезды", и это был "псевдоним" очень известного художника укиё-э ("плавающий мир") в период Эдо в Японии (1603-1868). Это была эпоха более широкого доступа простых людей к доступным развлечениям, включая различные формы театра, книги и декоративные гравюры. Хокусай был лишь одним из 30 псевдонимов, использовавшихся мастером гравюры, который в детстве носил имя Токитаро.
Книга была опубликована в 1829-1833 годах, когда Хокусаю было за семьдесят и он уже был очень известен в Японии. Он жил в столице Эдо, ныне Токио, со своей дочерью Эйдзё, которая также была талантливой художницей.
У Хокусая была возможность изучить некоторые образцы западного искусства, прибывшие в Японию, и он использовал перспективу западного стиля в игривой манере при создании этого изображения. Гора Фудзи - самая высокая гора в Японии, но с этого ракурса кажется, что Большая волна готова поглотить гору, а клочья пены похожи на снег, который вот-вот осядет на ее вершине! По оценкам, высота стоячей волны достигает 15 метров. Впечатляюще, хотя и не цунами, как это часто описывают.
Изящные изгибы и ограниченность палитры на расстоянии выглядят почти абстрактно, и только при ближайшем рассмотрении мы видим три рыбацкие лодки и рыбаков, прилагающих все свое мастерство, чтобы не утонуть под огромной волной. Это красноречивое изображение героической борьбы человека за выживание против страшных и часто разрушительных сил природы. Япония, в конце концов, страдает от превратностей сезонов тайфунов, землетрясений и цунами.
Эта картина взята из серии под названием "Тридцать шесть видов горы Фудзи", хотя итоговая коллекция содержала гораздо больше изображений! Такие виды пользовались огромной популярностью у паломников и туристов, поскольку гора Фудзи издавна считалась священной в буддийской и синтоистской традициях. Сам Хокусай был очарован ею как символом долголетия.
На картинах изображены различные виды деятельности и времена года вокруг великой горы Фудзи, но "Большая волна", безусловно, является самой популярной гравюрой. На ней гора изображена из бухты Сагами, префектура Канагава, где великое цунами 1498 года разрушило храм Великого Будды Коко Тин и унесло тысячи жизней.
Традиционная техника ксилографии, используемая для создания "Великой волны", требует большого мастерства. Сначала изображение раскрашивается, затем наклеивается на деревянный блок. Часто используется древесина горной вишни. Острые ножи и резцы используются для вырезания линий на дереве, и для каждого цвета делаются свои блоки. Оригинальные рисунки при этом обязательно уничтожаются. Затем пигмент, смешанный с небольшим количеством рисовой пасты, наносится на рельефное изображение на блоке.
Бумага "Козо", традиционно изготавливаемая из тутового дерева, которая обеспечивает эластичность при увлажнении и высыхании, укладывается поверх блока с краской. Затем ее тщательно разглаживают "бареном" - плоским, похожим на подушку инструментом, изготовленным из свернутых и сплетенных бамбуковых тканей. Это переносит пигменты на бумагу, и процесс точно повторяется для каждого цвета, чтобы получить окончательный отпечаток.
Эти изображения представлялись в виде книг или отдельных отпечатков и были буквально "дешевы как чипсы", а может быть, "дешевы как рамен"... Таким образом, "Великая волна" была выпущена в виде ксилографии в огромном количестве - 8 000 и более. В то время обладание такой копией стоило примерно столько же, сколько двойная порция лапши. Вполне уместно, что она и сегодня так распространена - любой желающий может получить изображение в виде загрузки, плаката, открытки, кружки или чайного полотенца...
Оригинальные изображения горы Фудзи, созданные Хокусаем, рекламировались как "напечатанные в оттенках синего". В них использовался натуральный пигмент индиго, традиционно применявшийся в Японии, в сочетании с пигментом "берлинская лазурь", изобретенным в Европе и импортированным через Китай. Он ценился за свои прочные качества, и Хокусай использует синие тона с большим эффектом, чтобы передать лиминальные тона раннего утра, когда цвет снова просачивается в мир с восходом солнца.
Когда Япония "открылась" для Запада, несколько десятилетий спустя такие ксилографии попали в Европу, где оказали большое влияние на французских художников-импрессионистов в Париже. Они были буквально "упаковочной бумагой", используемой для защиты японских ваз и других ремесленных артефактов, экспортируемых на Запад.
Винсент Ван Гог и его брат Тео, который был торговцем произведениями искусства, вероятно, были одними из первых европейцев, оценивших эти изображения. Ван Гог был известен тем, что повесил на стены множество японских гравюр для вдохновения. Он признавал "Большую волну" как важную работу, а стиль Винсента, ярко проявившийся в его композиции "Звездная ночь", напоминает клубящуюся синеву Хокусая. Трудно представить параллель светскому декоративному искусству в западном мире, пока не появились плакаты Тулуза Лотрека, на которые также повлияли эти японские ксилографии.
Хокусай продолжал создавать еще много замечательных изображений - мифические существа, такие как драконы, изображались так же ярко, как его пейзажи и природные сцены. С возрастом он полностью посвятил себя живописи. Когда ему было 80 лет, он написал:
"Мое зрение и сила моей кисти ничем не отличаются от тех, что были в молодости. Пусть я доживу до ста лет, и мне не будет равных".
Его "Великая волна" продолжает восхищать нас по многим причинам - умение Хокусая уравновесить Восток и Запад, человека и природу, время и прилив, линию и цвет... и все это в поисках смысла искусства на протяжении всей его долгой жизни. Опыт Хокусая, кажется, достиг кульминации в этой визуальной поэме, к которой мы возвращаемся снова и снова.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, подпишитесь на канал и поставьте лайк! Это очень мотивирует меня выкладывать новые посты:) Благодарю.
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство