Найти в Дзене
Детсовет

5 современных фильмов о конфликте поколений

Оглавление
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Тема отцов и детей — одна из «вечных» в литературе и кино. Мы подготовили подборку современных киноработ, в которых показаны типичные заблуждения родителей. Эти ленты помогут взрослым посмотреть на себя со стороны, лучше понять своих родных, и, возможно, предотвратить потенциальные проблемы в отношениях.

«Близкие» (2017)


Дочь и мать постоянно жалуются друг на друга отцу.
Дочь и мать постоянно жалуются друг на друга отцу.
Мама: «Я понимаю, что вашему поколению чужды какие-либо чувства, вам важнее сделать селфи».

Душераздирающая социальная драма Ксении Зуевой о том, как близкие друг другу люди становятся чужими. Старшеклассница Аня (Надежда Иванова) — девушка со стандартным набором подростковых проблем. Она ненавидит себя и свое тело из-за лишнего веса, ей очень сложно общаться со сверстниками, в школе ей неинтересно, поэтому она часто прогуливает уроки.

Ее мама Екатерина (Елена Чекмазова) — преподаватель вокала, при этом скупая на эмоции женщина. Помимо работы ей приходится заниматься домом: готовить, убирать и ухаживать за престарелой бабушкой. Усталость и напряжение Екатерины сказываются на отношениях в семье — особенно с Аней.

Мать и дочь не умеют коммуницировать друг с другом, в разговоре постоянно переходят на крик. Не научившись слышать и слушать друг друга, они предъявляют претензии через посредников — папу (Андрей Стоянов) и бабушку (Лариса Морозова), которые стремятся их помирить, при этом желая сохранить нейтралитет.

Ане не хочется возвращаться домой, потому что там ее постоянно отчитывают. В итоге девочка попадает в плохую компанию, влюбляется в «мутного» парня и радуется, услышав от него даже такой сомнительный комплимент, как: «Ты не жирная, ты — аппетитная».

Мать и дочь ждут понимания и любви друг от друга, но при этом ни одна из них не готова отбросить свой эгоизм и попытаться вникнуть в проблемы и переживания «противника». Из-за их конфликта страдает вся семья, но героинь это не волнует: они продолжают требовать, обвинять и критиковать. Лишь общая трагедия помогает им найти общий язык и прекратить войну. Но неужели нужно все доводить до крайности?

«Капитан Фантастик» (2016)


Бен воспитал своих детей по своим собственным правилам, не принятым в обществе.
Бен воспитал своих детей по своим собственным правилам, не принятым в обществе.
Сын: «Я знаю жизнь по книгам, но ничего не знаю о настоящей жизни».

Если известный философ Генри Торо, написавший трактат «Жизнь в лесу», провел там всего два года, в течение которых все-таки общался с другими людьми, то Бен (Вигго Мортенсен) вместе с супругой (Трин Миллер) умудрился вырастить в орегонских дебрях шестерых детей — троих сыновей и троих дочерей.

Всю свою жизнь дети были полностью отрезаны от внешнего мира. Они на 100 процентов приспособлены к жизни в диких условиях: могут распознавать съедобные растения, находить дорогу по звездам, шить одежду из шкур животных, умеют сами себя лечить, но при этом понятия не имеют о правилах жизни в социуме, ведь их единственное общество — это семья.

Первая встреча детей с другими людьми происходит, когда после смерти матери они с отцом отправляются в город на похороны. Несмотря на то, что все дети прекрасно образованы — хорошо знают анатомию, физику, химию, философию, экономику, политику, мировую литературу и шесть языков, а также владеют боевыми искусствами — они с удивлением и негодованием открывают для себя новую истину: всего этого недостаточно для того, чтобы быть счастливыми.

Дети начинают восставать против папы и его принципов воспитания. Так, старший сын — Бодеван, пытаясь завязать отношения с понравившейся ему девушкой, предлагает ей выйти за него замуж после первого же поцелуя, а она в ответ над ним смеется. Оскорбленный парень срывается на отца и обвиняет его в том, что он вырастил его уродом, над которым насмехаются ровесники.

Отцу, который полагал, что жизнь в лесу убережет его детей от проблем, приходится признать, что таким образом он создал еще большие трудности в их жизни. Бен понимает, что ему придется отпустить от себя сыновей и дочерей, чтобы они сами проложили свой жизненный маршрут, ведь сепарация — это важная часть взросления.

«Одаренная» (2017)


7-летняя Мэри оказывается в центре конфликта между бабушкой и ее сыном.
7-летняя Мэри оказывается в центре конфликта между бабушкой и ее сыном.
Фрэнк: «У ребенка должно быть детство и нормальная жизнь, друзья и веселье».

Главная героиня картины Марка Уэбба — 7-летняя Мэри (Маккенна Грейс). Она сирота, поэтому девочку воспитывает дядя, брат матери Фрэнк (Крис Эванс). 
Ради девочки он бросает профессорскую карьеру и переезжает во Флориду, где зарабатывает на жизнь тем, что чинит яхты в прибрежном городке.

Когда Мэри идет в школу, выясняется, что у нее невероятные способности к математике — малышке удается решать университетские задачи. Ей предлагают стипендию в частной школе для одаренных детей, однако Фрэнк отказывается: он хочет, чтобы у девочки было нормальное детство.

Об этом узнает бабушка Мэри и мама Фрэнка, Эвелин (Линдси Дункан). Она сама была математиком и мечтала решить одну из задач тысячелетия — уравнение Навье-Стокса, но не смогла. Как и ее дочь, мама Мэри, которая после многих лет безуспешных попыток решить это уравнение совершила самоубийство. Эвелин уверена, что ее внучка унаследовала математические способности своей матери, и считает, что та должна получить хорошее образование. Фрэнк, наоборот, боится, что Мэри повторит судьбу его сестры, и родственники начинают судиться за опеку над малышкой.

Так девочка оказывается между двух огней. Она не понимает, почему она должна выбирать между бабушкой и Фрэнком, которого она считает папой. Удастся ли матери и сыну побороть свои страхи, эгоизм и найти компромисс ради счастья человека, который дорог им обоим?

«Хороший мальчик» (2016)


Сын хочет, чтобы его отец, который кажется ему нелепым, был крутым.
Сын хочет, чтобы его отец, который кажется ему нелепым, был крутым.
Папа: «Себя понять сложно, а ты других хочешь».

Фарсовая комедия Оксаны Карас об умном мальчике (Семен Трескунов), который стыдится своего отца. Отец (Константин Хабенский) у Коли и вправду странный — он работает дома, торгует по телефону БАДамии надоедает семье советами по здоровому питанию. Коля и его отец постоянно спорят, пытаясь доказать, кто из них умнее.

Однажды папа, начитавшись различных исследований, объявляет о переходе семьи на космический режим — теперь 36 часов они бодрствуют, а 12 — спят. Он уверен, что это единственный здоровой режим для человека и в первую же ночь заставляет семью делать ремонт, чтобы не уснуть. Коле все это не нравится. Он считает отца безумным чудиком, пытается его переубедить, но безуспешно.

Из разговора с директором своей школы Дроновым (Михаил Ефремов), который учился с его отцом, Коля узнает, что папа всегда был «с приветом». Директор потешается над ним и вспоминает, как его дразнили Бзданагогой. Коле нравится директор — он хочет, чтобы тот был его отцом. На папу же мальчик злится, стыдится его и тоже обзывает Бзданагогой.

Это задевает отца, который всего лишь хочет, чтобы сын вырос хорошим человеком. В конце концов, Коля понимает, что это и сложнее всего, и важнее всего остального. И что его папа именно такой — хороший, и он всегда будет на стороне сына. Коля начинает к нему прислушиваться, а папа осознает, что сын вырос и с ним нужно разговаривать на равных, без нравоучений — просто по душам.

«Женщины ХХ века» (2016)

-6
Мама: «Нет лучшего способа узнать этот мир, чем разбить свое сердце».

Этот американский комедийно-драматический фильм режиссёра Майка Миллса — отчасти его автобиография, основанная на воспоминаниях о собственном подростковом периоде.

55-летняя Доротея Филдс (Аннетт Бенинг) — мать-одиночка — живет в старом доме в Санта-Барбаре и воспитывает 15-летнего сына-подростка Джейми (Лукас Джейд Зуманн). Чтобы подзаработать, она сдает комнаты в доме бунтарке-фотографу Эбби (Грета Гервиг) и бывшему хиппи Уильяму (Билли Крудап). Еще один частый гость в доме — 17-летняя Джули (Эль Фаннинг), подруга Джейми.

Мама пытается быть современной, но ей сложно понять сына. А Джейми не нравится осознавать, что его личность формируется под влиянием 55-летней женщины. Сам он считает Доротею старой, ведь у них такая большая разница в возрасте — 40 лет. Если внешне у нее получается быть модной и современной, то внутренне — не очень. Подросток слушает панк-рок, а мама на это реагирует так: «Они ведь знают, что не умеют играть, верно?»

Доротея не пытается подмять сына под себя: она понимает, что ему не хватает отца и общения с теми, кто знает о жизни молодежи больше, чем она. Ей кажется, что она не способна дать ему правильное представление о том, что значит быть настоящим мужчиной, и обращается за советами к Эбби и Джули.

Поначалу Джейми злится на мать за то, что она ищет посторонней помощи в его воспитании, но в итоге он превращается в того мужчину, которого Доротея всегда хотела в нем видеть, — в примерного отца, мужа и сына, который с теплотой вспоминает о своей матери.

Подготовила Любовь Егорова

---------------------------------------

Больше материалов о детской психологии и воспитании - на сайте Педсовета.

Подпишитесь на нас:

- в Дзен

- в Инстаграм