На окраине Зарайска — пустынная промзона, с живой железной дорогой.
Поржавевшие по краям рельсы. Ветка приводит к действующему химзаводу.
Видео- версия:
За полуразобранным бетонным забором — высокие рыжие корпуса.
Точнее, руины корпусов. Из такого же на вид кирпича, как водонапорная башня. Все, что осталось от могучего кирпичного завода.
Внешность обманчива. Завод совсем не такой старый, как башня. Он не видел ни революции, ни военных действий, что не помешало ему погибнуть, причем сделать это стремительно.
Запущен "Зарайский завод строительных материалов" завод был в 1960 году, на замену старому заводу, также советского периода, который располагался в соседней локации с 1936 года. Одним из значимых преимуществ нового предприятия стала высокая механизация труда.
Так, была частично механизирована загрузка свежеформованного кирпича-сырца в большие кольцевые печи. Для загрузки готовой продукции в автомобили и ЖД вагоны использовались козловые краны. Это было мощное и современное предприятие.
Для посещения заброшек, неприметный отечественный автомобиль, пускай и оранжевого цвета — это плюс. Никто не посмотрел на нас, когда мы нырнули под ржавую табличку "Зарайский завод стройматериалов" и проехали мимо нескольких жилых панельных корпусов, построенных для работников завода. Вероятно, первую очередь этих домов строили одновременно с заводом. Еще одна очередь — уже кирпичная, 1990 года постройки, о чем гордо гласит выложенная кирпичом надпись во всю стену одного из трехэтажных домов.
В чем была уникальность этого завода? Дело в том, что на предприятии функционировала собственная, полностью электрифицированная узкоколейная железная дорога, на которой применялись модифицированные шахтные электровозы К10 и К1У-3. аК10 КР-2 и (Электровоз контактный рудничный) выпускал Александровский Машиностроительный Завод в Пермском крае. Посмотреть как выглядели электровозы Зарайского завода можно тут.
В шахтах применение контактных электровозов обусловлено отсутствием искр, которые могли бы воспламенить горючие материалы в породе или облако газа. В данном случае, видимо, в избытке было электроэнергии. Да и красного закаленного кирпича на конструкцию заводских цехов не жалели.
Завод был предприятием полного цикла. Сырье, глину, добывали в соседнем пустом поле, ставшем карьером (и сегодня снова полем).
Узкоколейка была проложена сверху в карьер, по его постоянно расширяющейся окружности. Пути можно было легко расширять и перемещать, примерно как в детской железной дороге. Глину черпали из бортов карьера многоковшовым экскаватором, перегружавшим сырье прямо в грузовые вагоны. Далее шахтный электровоз вез состав к цехам (дистанция составляла около километра).
От заводоуправления остался лишь остов здания. Пустые коридоры. Нет даже лестничных пролетов.
Из глины в просторных цехах при помощи глиномялок и ленточных прессов формовали кирпич-сырец, который подсушивался, и отправлялся на обжиг.
Обжиг происходил в работающей непрерывно кольцевой печи. Таких печей на этом заводе было две, каждая на 20 камер.
Первая печь обрушена.
Вторая печь частично уцелела, хотя это и не на долго.
Конструктивно кольцевая печь представляет из себя овальный кирпичный тоннель со сводом высотой около 3 м и арками по бокам.
Его правильное название — обжигательный канал.
Кирпич-сырец загружался в камеры печи через специальные окна-ворота.
Укладка кирпича (садка) в камеру печи — настоящая наука, кирпичи складывают таким образом, чтобы они обжигались равномерно.
После закладки сырца, между камерами натягивались бумажные листы, которые сгорали по мере перемещения зоны горения. После садки окна закладывались — опять же, кирпичом — до завершения процесса обжига. Суммарно, около двух суток.
Для горения в таких печах используется разнообразное ископаемое топливо — угольная пыль, природный газ. Мы нашли рядом кучу старого угля, посредственного на вид, и разнообразной фракции. Но тут, насколько я понимаю, использовался все же газ.
Кирпичи в кольцевой печи не движутся — перемещается сам огонь, то есть зона горения. В зависимости от стадии обжига или закалки, топливо подается в камеры через специальные трубки и отверстия в своде. Регулируя подачу топлива в отдельные камеры, управляющие печью работники обеспечивают перемещение зоны горения по периметру печи (против часовой стрелки).
"Кольцевое" функционирование обеспечивала и система воздушных каналов с клапанами на каждую камеру- речь идет и об ограничении горения, и дымоудалении, и подаче теплого воздуха из остывающих камер на кирпич-сырец.
В общем, крутая конструкция, в которой не так уж много металла — только поэтому одна из печей на Зарайском заводе еще частично уцелела, хотя ее состояние очень плохое, и скоро она вероятно обрушится, и будет в лучшем случае разобрана на кирпичи.
Учитывая, что печь работала непрерывно, а непосредственно выкладка кирпича была по большей части ручной (ведь нужно было создать правильную садку, расположив кирпичи нужным образом), работа на выкладке была особенно тяжелой, рабочим приходилось устанавливать кирпич в условиях высоких температур. В том числе и такая технологическая особенность и стала причиной отказа в наше время от технологии подобных печей. С точки зрения работника, вынужденного вдыхать кирпичную пыль и “жариться” в камере обжигового канала — вполне разумное решение технической эволюции.
Несмотря на еще один нюанс, а именно, обусловленную конструкцией разницу в температуре в верхней и нижней части обжигательного канала, кирпич после такогого обжига получался очень прочный, мог использоваться и для строительства, и для облицовки. Срок его эксплуатация значительно выше, чем у кирпичей, производимые ныне по существенно менее трудозатратной технологии полусухого прессования.
На полу в тоннелях печи — толстый слой кирпичной пыли, которую очень непросто удалить с обуви или одежды.
Крыша второй печи почти вся развалилась скоро рухнет — деревянные подпорки уже не в состоянии ее удержать.
Тот случай, когда разрушение наступает лавинообразно.
Зарайский кирпичный завод — особенный промышленный объект ушедшей эпохи, подобных ему в СССР было всего несколько. Теперь это уходящее прошлое. Несмотря на то, что сегодня это место выглядит как результат ожесточенных боевых действий, это не так. Тут никто не воевал, фашисты не бросали бомбы и мины, не обстреливали высокие кирпичные стены из танковых орудий и гаубиц.
Можно было бы сказать, что разрушен завод самим временем, но это не совсем так. До конца первой декады нулевых завод функционировал, ну а дальше работать прекратил -то ли из-за “конфликта хозяйствующих субъектов”, то ли глина кончилась, то ли просто производство кирпича по такой трудозатратной технологии стало нерентабельным.
К 2013 году часть оборудования порезали на металл, ну а потом объект прекратили охранять, и вскоре мародеры разрушили его весь; на это ушло всего несколько лет.
Разрушение тоннеля последней печи происходит прямо сейчас — собранный встык из специальных кирпичей свод постепенно осыпается. Достопримечательностью и лофтом для стартапов заводу уже не стать.
Фактически, все, что скоро останется — это смолоть остатки гордости советской строительной промышленности в щебень, и присыпать им ямы местных дорог.
***
Друзья, спасибо за внимание! Если материал вам понравился, буду рад репостам, комментариям и дополнениям по кирпичному производству.