Найти тему
Время Романовых

Самолёт Можайского. Первый самолёт в России.

Когда и кем был сконструирован первый летательный аппарат? Еще с древних времен люди стремились взмыть в небо, о чем говорят многочисленные мифы и художественные произведения, но приблизиться к мечте впервые удалось лишь в 1903 году. Братья Орвил и Уилбур Райт сумели создать такую пилотируемую авиамодель, которая сумела совершить устойчивый горизонтальный полет и удачно приземлиться. С этого дня началась история развития мировой авиации. Или она уже существовала?

Если заглянуть в датировку исторических документов, то можно увидеть, что первый самолет был создан в России. Его создателем стал морской офицер Александр Можайский. И его испытания летательного аппарата прошли аж за 20 лет до удачного опыта братьев Райт. Каким же он был? И почему Можайский не стал известен повсеместно как великий изобретатель?

В 1876 году в петербургском манеже собралась публика, увлеченная новой для того времени забавой, воздухоплаванием. В то время еще никто всерьез не воспринимал новую сферу и уж точно не мог предположить, какое значимое место она займет уже через несколько десятков лет. Тогда же один пятидесятилетний мужчина поставил на стол какое-то непонятное сооружение на колесиках, затем оно тронулось с места, добежало до края и, набирая высоту, взлетело в воздух. Толпа была шокирована. Они завороженно смотрели за странным объектом и не издавали ни звука. Мог ли кто-то из них тогда предположить, что стал свидетелем полета модели первого в мире самолета? Вряд ли. Модель же тем временем плавно опустилась на песок и замерла.

Мужчиной, принесшим этот аппарат, был морской капитан Александр Можайский. Когда он взял модель и вновь поставил ее на стол, зрители смогли, наконец, поближе ее рассмотреть и теперь делали это с нескрываемым любопытством. Объект представлял собой лодочку с двумя большими прямоугольными крыльями, в носовой части которой был укреплен четырехлопастный винт, приводимый в движение пружиной. За кормой аппарата находились рули — вертикальный и горизонтальный.

Опытами Можайского заинтересовался профессор Дмитрий Менделеев. По его настоянию комиссия Главного инженерного управления выделила средства изобретателю для продолжения опытов. Можайский разработал «Программу опытов над моделями летательного аппарата». Это был первый в мире научно разработанный план аэродинамических исследований.

С каждым днем создаваемый аппарат обрастал все большими деталями. Наконец, изобретатель подал докладную записку о намерении строить аппарат таких размеров, чтобы «силою машины и направлением аппарата мог бы управлять человек». Ему были необходимы средства в размере 18885 рублей на строительство такого аэроплана.

-2

Однако новая комиссия, назначенная военным ведомством для наблюдения за его опытами и возглавлявшаяся генерал-лейтенантом Паукером, отвергла предложение и сделала заключение, что идея возможности полетов аппарата с неподвижными крыльями неверна. Не помогли и представленные подробные чертежи и тщательное описание работы аппарата, который, по замыслу, мог совершать посадку и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки.

Но Можайского это не остановило. В 1878 году он все же перешел к постройке самолета в натуральную величину. Разработанный им тип самолета на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов.

Чтобы обезопасить свое изобретение от разных посягательств, он подал в 1880 году прошение в департамент торговли и мануфактур о выдаче привилегии или авторского свидетельства на его воздухоплавательный снаряд. Заявка вновь сопровождалась подробной объяснительной запиской и чертежами.

К 1881 году основные части самолета были готовы. Для сборки аппарата изобретателю был отведен на Красносельском военном поле отдельный участок. Неоднократно бывавшим не этом месте отставной юнкер Мясоедов составил ценную статью с описанием аэроплана и опубликовал ее в газете «Новое время».

В архивах сохранились рапорты изобретателя с 1881 по 1886 год с просьбой разрешить ему провести испытания аппарата в полете. Они проводилось, но описаний, насколько они были удачны, до наших дней не дошло. В журнале «Записки инженерного технического русского общества» за 1893 год имеется только предложения одного инженера о мерах предотвращения «от опасных качаний, очень возможных у аэропланов».

-3

После поломки самолета Можайский не имел возможности продолжать свои опыты, так как не располагал средствами. А военное ведомство отказало ему в дальнейшей помощи. Невзирая на это, в 1886 году изобретатель добился постройки на Обуховском заводе двух двигателей по 20 л.с. с паровым котлом, один из которых был готов к 1887 году. Смерть оборвала исследовательскую деятельность первого в мире самолетостроителя.