Найти в Дзене
Бизнес в России

Как составить бизнес-план: инструкция, правила составления

Идея, которую хочется монетизировать и сделать успешным бизнесом, должна быть продумана, представлять ясную картину того, как ее развить и какие варианты событий существуют. В этом поможет бизнес-план. Бизнес-план представляет анализ текущего положения и перспективы развития. Расписываются показатели компании на несколько периодов (чаще на 1, 3 или 5 лет). Он нужен не только тем, кто только готовится к открытию бизнеса, но и тем, кто уже запустил стартап или хочет привлечь инвесторов. В зависимости от цели составления бизнес-планы бывают для собственника, для инвесторов, для кредитования в банке, для получения государственной поддержки, антикризисный. Соответственно, от этого и будет зависеть, на какие пункты стоит сделать акцент в плане. Зачем бизнес-план нужен Основная цель бизнес-плана – доказать основателю бизнеса, инвесторам, банку, партнерам, посредникам, что дело целесообразно запускать. Главный вопрос, на который отвечает информативный бизнес-план, – какие вложения в проект нуж
Оглавление
Идея, которую хочется монетизировать и сделать успешным бизнесом, должна быть продумана, представлять ясную картину того, как ее развить и какие варианты событий существуют. В этом поможет бизнес-план.

Бизнес-план представляет анализ текущего положения и перспективы развития. Расписываются показатели компании на несколько периодов (чаще на 1, 3 или 5 лет). Он нужен не только тем, кто только готовится к открытию бизнеса, но и тем, кто уже запустил стартап или хочет привлечь инвесторов.

-2

В зависимости от цели составления бизнес-планы бывают для собственника, для инвесторов, для кредитования в банке, для получения государственной поддержки, антикризисный.

Соответственно, от этого и будет зависеть, на какие пункты стоит сделать акцент в плане.

Зачем бизнес-план нужен

Основная цель бизнес-плана – доказать основателю бизнеса, инвесторам, банку, партнерам, посредникам, что дело целесообразно запускать. Главный вопрос, на который отвечает информативный бизнес-план, – какие вложения в проект нужно сделать для запуска и через какое время бизнес выйдет на самоокупаемость.

Методика и правила составления бизнес-плана

-3

В начале составления бизнес-плана проводят SWOT-анализ. Это позволяет сделать предварительную оценку ситуации. В SWOT-анализ включаются следующие показатели:

  • Strengths – преимущества продукта, сильные стороны;
  • Weakness – слабые места, то, что делает продукт менее конкурентоспособным;
  • Opportunities – возможности идеи или стартапа;
  • Threats – угрозы, которые влияют на бизнес (как внешние, так и внутренние).

При составлении бизнес-плана можно воспользоваться такими правилами:

1. Будьте краткими – бизнес-план должен содержать в сжатом виде главную и необходимую информацию;

2. Пишите понятно и доступно – язык должен быть подходящим вашей сфере: это касается количественных расчетов и формулировок, которыми написан план;

3. Не стремитесь к идеальности – не обязательно сразу делать план, который бы отвечал всем критериям; его можно дополнять и корректировать по мере развития бизнеса и получения большей информации о продукте и рынке;

Чтобы сделать бизнес-план информативным и подробным, нужно предварительно собрать дополнительную информацию, чтобы в последующем быстро и легко рассчитать показатели.

Важно помнить, что бизнес-план – это не просто абстрактный документ, где есть сухие цифры и факты. Он должен быть максимально практичным и применимым к жизни.

Бизнес-план не составляется один на все время существования проекта, он пересматривается, стратегии и видение дела трансформируются вместе с изменениями, вносимыми в бизнес-план.

В документе отражаются и цели проекта, что поможет отслеживать направление деятельности и видеть, на каком этапе вы находитесь.

Инструкция по составлению бизнес-плана

-4

Резюме

Дается общая характеристика проекта – вывод после оценки всех показателей. Пишется по окончании составления полного бизнес-плана. По информации в этом пункте инвесторы решают, стоит ли рассматривать план дальше, поэтому резюме должен быть содержательным и цеплять внимание.

Резюме включает краткое описание продукта или услуги; какую проблему он решает; целевая аудитория, конкурентоспособность; финансовый план, рентабельность; способы продвижения и этапы работы. По объему резюме не превышает 1-2 страницы.

Описание продукта

-5
Раздел перечисляет товары и услуги для реализации, насколько они актуальны и востребованы сейчас. Расскажите, какую проблему вы хотите решить запуском продукта, какая у него задача, в чем продукт лучше, чем аналоги. Как правило, ищут похожие товары и услуги на рынке и анализируют, как товар продается и продвигается, какая у него целевая аудитория, на что обратить внимание при выпуске продукта на рынок.

Такой анализ поможет больше узнать о спросе на продукцию, выделить целевую аудиторию, продумать особенности продукции. Содержит не только информацию о продукте, но и потенциал развития: как в дальнейшем развивать линейку.

Аналитика рынка

-6

Пункт включает углубленное изучение конкурентов и анализ рынка в конкретной нише. Учитывать желательно не только непосредственных конкурентов, но и тех, кто работает в схожей нише либо предлагает эти товары в связке с другими товарами. Важно проанализировать, что нужно покупателям, какой у них запрос.

Выделить рыночный сегмент – это люди, которые заинтересованы в продукте. Можно сделать это через показатели: все, кто потенциально заинтересован в продукте; покупатели, на которых направлено основное внимание; аудитория, которой вы предложите продукцию. Так вы рассчитаете нишу, которую можете занять.

Маркетинговый план

-7
  • Подробно расписывается портрет покупателя, целевая аудитория продукта или услуги. После этого определяется продвижение товара, основываясь на потенциальных покупателях. Первоначальная задача – эффективно вывести продукт на рынок, а дальше продумать способы взаимодействия с конечным потребителем, каналы распространения продуктов и услуг.
  • Можно расписать, какие дополнительные услуги или сопровождение вы предложите клиенту, варианты сотрудничества на партнерских условиях. Важно обратить внимание на такие аспекты, как упаковка товара, реклама и ее размещение, контент-маркетинг, продвижение в социальных сетях. Отдельно уделить внимание позиционированию – как вы представите компанию, чем она будет выделяться среди конкурентов.

Стоит задуматься о ценообразовании. Оно зависит от затраченных средств и рыночной стоимости продукта, ориентирована на сегмент рынка и на целевую аудиторию. Например, если вы делаете продукт премиум-класса, то он уже на начальном этапе не будет стоить слишком дешево.

Производственный план

Раздел необходим для тех, кто планирует заниматься изготовлением продукции, а не только продажей. Нужны детальные данные о том, какое оборудование необходимо для производства, как оно будет вводиться в работу, как доставлять сырье и материалы, необходимые для производства.

Составляется план производственного процесса с детальным описанием каждого этапа. Здесь же просчитываются планируемые объемы продаж с разбивкой по периодам, чтобы посмотреть, какой объем выручки можно получить.

Организационный план

-8
  • Общий план о том, как будет организована работа в организации: структура и управление; персонал, оплата труда и обязанности; взаимодействие между отделами, сотрудниками; как бизнес будет развиваться, в какие сроки и какие результаты на конкретном этапе ожидаются.
  • Важно не только продвигать идею, но и понимать, какие люди нужны в команду, чтобы реализовать ее на должном уровне. Не обязательно иметь команду полностью на начальном этапе, но должна быть четкая структура и понимание того, как выглядят люди, которые станут с вами работать.

Финансовый план

-9
  • Содержит планируемый бюджет компании с учетом всех расходов. Затраты можно разделить на разовые, регулярные и периодические. При планировании рассчитываются платежи по блокам, чтобы понять размер вложений на начальном этапе и сколько нужно на содержание бизнеса.
  • Расписать, сколько денег нужно вложить, где взять дополнительные источники финансирования, отдельно выделить планируемые доходы. У вас должны быть определенные финансовые цели, которые будут показателями того, что вы двигаетесь в верном направлении. Обычно финансовый план содержит прогнозы на первый год, а дальше менее подробные на 3 года или 5 лет.

Хороший финансовый план может быть структурирован так: прогнозируемый объем продаж, оплата труда, общие сведения о прибыли и убытках, балансовый отчет, использование привлеченных средств.

Планируемые результаты, возможные риски и перспективы развития

Расписывается несколько возможных вариантов развития. Оценка происходит на основе информации, собранной в предыдущих пунктах: финансовые показатели, анализ рынка. Сформируйте основные предположения, на основе рыночной ситуации, тогда вы сможете рассчитать риски и продумать возможные идеи по решению возникающих вопросов, как можно их решить или во что трансформировать.

При написании могут использоваться программы для составления бизнес-планов, расчета показателей. Информацию желательно представлять структурно, в виде таблиц, схем.

Выводы

  • Бизнес-план – это документ, который позволит оценить идею и сможет ли идея быть преобразована в бизнес, презентовать продукт инвестору или банку для получения средств.
  • Бизнес-план имеет структуру, он должен быть кратким, четким, содержать нужную информацию.
  • Отнеситесь внимательно к составлению бизнес-плана, делайте его на основе имеющихся данных, которые предварительно собраны и обработаны.

Почитайте еще наши публикации:

********************************************

Понравилась статья? Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам!

Подписывайтесь, если хотите быть в курсе последних событий в сфере бизнеса!

Будем рады видеть вас на нашем сайте - Бизнес в России

-10

Подпишитесь на наш проект Бизнес в России в социальных сетях:

Вконтакте ||| OK ||| ЯRUS ||| Telegram ||| Instagram

******************************************