До воцерковления притча о блудном сыне (Лука 15:11-32) вызывала негодование и сожаление за неблудного сына. Позиции отца казалось чудаковатой, излишне старческой и сентиментальной. Все-таки хотелось, чтобы блудный сын получил не перстень, одежду и обувь, а хорошую порку. Или, хотя бы сразу порку, а уже потом все остальное...
Время шло, я делал робкие шаги ко Христу. Еще не старел, но уже мудрел. Примерил на себе роль «неблудного сына» и осознал, что значит: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё» (Лука 15:31) Да, когда отношения с Богом — это не просто поход в церковь, а живое переживание Его присутствия, тогда можно только радоваться за вернувшего брата, а не высказывать претензии Отцу.
Таким образом, мой духовный человек смог постичь, что находясь в позиции неблудного сына нужно уметь радоваться. Но также скоро я смог убедиться, что ум принимает это, а сердце нет. Все равно, пусть и глубоко внутри, я периодически испытывал негодование на Отца. К неблудным он был ласковее, и мог оставить целое стадо, чтобы спасти одну заблудшую овцу (Лука 15:4). (Что также он когда-то отправился и за мной, я предпочитал не вспоминать!)
Переосмыслить эти роли и саму притчу о блудном сыне мне помогла книга Генри Нувена «Возвращения блудного сына». Эта книга не похожа на большинство христианских книг, которые мне доводилось читать. Она представляет собой симбиоз проповеди, свидетельства, истории о путешествии, научного анализа и биографии известного художника. Причем, и это подчеркну особо, она написана не манипулятивным языком, а высоким слогом, который не заставляет слушать, а приглашает к беседе.
В своем труде Генри Нувен описывает, как впервые в пансионате «Ковчег», в котором содержались люди с замедлением умственного развития, он увидел репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
«Эта встреча» стала началом духовного преображения Нувена, благодаря картине он оставил преподавание в Гарвардском университете и... стал служить умственно больным в общине «Ковчег»!
Основная мысль, которую постепенно, обстоятельно и терпеливо (чтобы стало понятно каждому) формирует автор, заключается в следующем:
каждый христианин должен принять роль не одного из сыновей или соглядатаев, коие тоже есть на картине, а уподобится отцу и научиться принимать и любить также как он.
Эта идея меня ошарашила и наметила новую высоту, скорее глубину, духовного роста: учиться принимать и любить, а не требовать от Отца «козлят» (Лука 15:29) или других наград!
Саму книгу можно прочитать по ссылке здесь.
Другие статьи на канале:
- Значение церкви в фильме «Один дома» (1990)
- Как можно, но не стоит трактовать Библию! (на примере Кеннета Хейгина)