Советским кинематографом было создано два прекрасных фильма на тему сватовства и женитьбы по произведениям отечественной классики.
В 1964 году на экраны вышел фильм «Женитьба Бальзаминова» режиссера К. Воинова с Лидией Смирновой в роли свахи.
Кинолента была создана по произведениям А.Н. Островского, за основу взята пьеса «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)».
Это был один из первых фильмов, в котором актриса сменила амплуа романтической героини на характерные роли.
Смирнова не боялась перемен и преображений, этого не хватает современным актрисам, все время старающимся привлекательно выглядеть на экране.
Для Лидии Николаевны важен был результат ее работы, а не то, в каком ракурсе она наиболее красива. Она не только нос и походку изменила, но и всю себя сделала Акулиной Гавриловной. Актриса ходила смотрела и даже думала, как ее героиня. Отсюда и выражение лица, соответствующее каждому кадру.
Сваха в пьесе А.Н. Островского - активная женщина, городская мещанка, вдова, сумевшая выстоять после смерти мужа благодаря своей энергии и предприимчивости.
С супругом, кстати, Акулина Гавриловна очень даже хлебнула лиха. Она вспоминает, что бита практически всем и даже о печку, бита.
Сваха Островского умна, умеет расположить к себе, за словом в карман не полезет, она впитала в себя городской фольклор того времени. Речь Акулины Гавриловны изобилует прибаутками на все случаи жизни.
Но говорит эта женщина только по делу, лишнего она не скажет и, если не спросят, сама информацией не разбрасывается. Эта сваха умеет подстраиваться под каждого своего клиента. С Бальзаминовым Акулина Гавриловна не церемонится, этому жениху она даже может сказать о его глупости, зная, что сам он свое дело не сладит.
С Домной Евстигнеевной героиня Смирновой почтительна, показывает набожность, свойственную хозяйке. Тут она боится потерять богатую вдову, которая может нанять и другую сваху.
Актриса использовала весь арсенал героини Островского, ее Акулина Гавриловна постоянно в движении. Она бегает, ездит, даже пляшет на радостях что заключила наконец выгодную сделку.
Для меня это самая сложная и запоминающаяся работа Лидии Николаевны Смирновой.
В 1977 году режиссер В. Мельников заканчивает работу над экранизацией пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба». В роли свахи Феклы Ивановны выступила Валентина Талызина.
На мой взгляд после Смирновой играть сваху было очень сложно. И тут стоит обратить внимание на знание первоисточника советскими актерами. Тогда не просто прочитывали пьесу или иное произведение. Работа над ролью предполагала погружение в образ.
Гоголевская Фекла Ивановна хоть и энергична, но отличается от Акулины Гавриловны. Она не так умна - быстро выболтала Кочкареву адрес невесты. Эта дама и возрастом постарше будет. Подколесин называет ее старухой, хотя и старушки разные бывают.
Валентина Илларионовна делает свою сваху несколько уставшей от забот женщиной. Она нетороплива, не так ярко расписывает достоинства женихов. Фекла Ивановна словно понимает, что похвалиться особенно нечем, поэтому и приврать может.
О Подколесине она тоже невысокого мнения, сваха чувствует, что этот человек не собирается жениться, его с места не сдвинешь.
Сваха Талызиной выглядит несколько уставшей от постоянных хлопот.
Она нисколько не смущается даже будучи уличенной во лжи. Эта дама умеет добиваться своего любым путем.
Талызина учитывала в работе и то, что Агафья Тихоновна и Подколесин натуры флегматического склада. Слишком активная сваха могла их отпугнуть.
Актриса прекрасно справилась с этой ролью, ни в чем не повторив рисунок образа, созданного Смирновой. Этому помогла камерная тональность фильма «Женитьба», отличающаяся от мажорной окраски «Женитьбы Бальзаминова».
Актерские ансамбли этих фильмов выше всяких похвал, мне запомнились все артисты, включая даже эпизодические роли. Жаль, что повторить такой успех сегодняшние деятели культуры не в состоянии.
После этих великолепных экранизаций появятся образы уже современных свах из фильмов «Одиноким предоставляется общежитие» и «Самая обаятельная и привлекательная».
Спасибо всем, кто имел терпение дочитать.