В подводной войне «око за око» Индия и Пакистан укрепляют свои обычные подводные флоты с помощью Франции и Китая соответственно. В этом месяце Индия начала ходовые испытания своей пятой подводной лодки класса Kalvari, будущей INS Vagir. Лодка была спущена на воду в ноябре 2020 года из влажного бассейна Канходжи Ангре компании Mazagon Dock Shipbuilders Limited (MDL). В сообщениях говорится, что он пройдет серию интенсивных ходовых испытаний своей силовой установки, вооружения и сенсорных систем, прежде чем в этом году будет доставлен ВМС Индии.
Класс Kalvari - это обозначение Индии для французской подводной лодки класса Scorpene, которая была построена в рамках программы передачи технологий между Францией и Индией в 2005 году. Программа направлена на модернизацию подлодок Индии с помощью шести лодок класса Kalvari до 2024 года в соответствии с политикой премьер-министра Индии Нарендры Моди «Сделано в Индии», которая делает упор на усиление стратегической автономии Индии.
Этот тип лодки имеет ширину 6,2 метра, длину 67 метрови водоизмещение в подводном положении 1550 тонн, может перевозить от 25 до 31 члена экипажа и 14 боевых водолазов. Этот класс лодок имеет максимальную скорость под водой 20 километров в час, продолжительность подводного плавания 21 день и максимальную глубину погружения 350 метров. На них установлены французская и индийская подсистемы. Французские компоненты на лодках включают систему боевого управления (CMS) DCNS SUBTICS, гидроакустический комплекс Thales S-CUBE и комплекс наблюдения и радара Sagem, тяжелые торпеды F21 и противокорабельные ракеты подводного базирования Exocet.
Известные индийские технологии на борту кораблей типа Kalvari включают поковки из специальных материалов от Flash Forge India, важные компоненты для дайвинга и оборудование для обращения с оружием от SEC Industries, а также пульты управления от HBL Power Systems. Планируется, что этот класс будет оснащен разработанной DRDO воздухонезависимой силовой установкой (AIP) на топливных элементах с фосфорной кислотой во время их первого ремонта, запланированного на 2023 год.
В то же время Пакистан в прошлом году начал строительство своей пятой подводной лодки класса Hangor, производной по типу китайской Type 39A класса Yuan. В соответствии с соглашением, подписанным Пакистаном с Китаем, четыре из восьми подводных лодок будут построены в Пакистане на заводе Karachi Shipyard and Engineering Works (KSEW), а остальные будут построены Китайской корпорацией судостроительной промышленности (CSIC).
Тип 39A-класс разработан на основе предшествующих лодок класса Song, которые, в свою очередь, оснащены технологиями, заимствованными у китайских подводных лодок класса Kilo, построенных в России. Лодки также являются первыми китайскими подводными лодками, оснащенными технологией AIP и двигателями Стирлинга замкнутого цикла. Основные размеры этого класса включают общую длину 77 метров, ширину 8,4 метра и подводное водоизмещение 3600 тонн.
Пятая лодка Hangor, которая скоро станет PNS Tasnim, станет первой подводной лодкой, построенной в Пакистане. Это может отражать программу взаимодействия между Пакистаном и Китаем, подобную программе между Францией и Индией. Планируется, что новые лодки поступят на вооружение Пакистана с 2022 по 2028 год, заменив устаревшие пакистанские подводные лодки Agosta 90B французского производства.
Хотя информация о Type 39A скудна, несмотря на то, что конструкции уже более десяти лет, считается, что она такая же тихая, как и другие современные подлодки, и оснащена аналогичными стелс-технологиями и датчиками. Утверждается, что этот класс способен использовать китайские копии российских торпед и ракет, а также китайское оружие собственной разработки. Доступны скудные сведения о других подсистемах нового класса Hangor, поскольку ВМС Пакистана не предоставили никаких подробностей о подсистемах или конкретном оружии этого класса. Однако можно ожидать, что китайское оружие и местное пакистанское оружие, такое как крылатая ракета «Бабур» будут размещены а ней.
Конкурирующие подпрограммы Индии и Пакистана отражают суть и глубину их взаимоотношений с соответствующими стратегическими партнерами. Опасения Индии стать подчиненным союзником США не позволили ей полностью присоединиться к возглавляемому США альянсу Quad, членом которого Франция не является. Точно так же стремление Франции к стратегической автономии отражает видение бывшего лидера Шарля де Голля о создании европейского сообщества, свободного от вассалитета США, и с Францией, выступающей в качестве ключевой мировой державы. Таким образом, Индия и Франция имеют хорошие возможности для укрепления стратегической автономии друг друга посредством оборонного сотрудничества в рамках их совместной подпрограммы, которая создает отношения в области безопасности, независимые от США.
Необходимость Пакистана балансировать с более сильным военно-морским флотом Индии в сочетании со стратегией Китая по отвлечению внимания Индии от Гималаев и установлению плацдарма в Индийском океане может вовлечь Пакистан и Китай в брак по расчету. В то время как зависимость Пакистана от китайского оружия дает Китаю рычаг контроля над своей внешней и оборонной политикой, китайские подводные лодки также могут быть лучшей сделкой, которую может получить стесненный в средствах Пакистан.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА