Найти в Дзене
Нарполит

Новая выставка в "Манеже" объясняет, как Виктор Цой стал героем для трех поколений граждан России

Новая выставка в "Манеже" объясняет, как Виктор Цой стал героем для трех поколений граждан России
Новая выставка в "Манеже" объясняет, как Виктор Цой стал героем для трех поколений граждан России

Несмотря на десятилетия, прошедшие после гибели лидера группы "Кино", его песни по-прежнему востребованы и популярны у молодежи, находящей в них новые смыслы и интонации, которых не было у автора

С 15 января в московском "Манеже" открылась выставка "Виктор Цой. Путь героя". Создатели, среди которых единственный сын артиста Александр Цой, определили ее жанр как байопик, одновременно дав отсылки и к названию группы "Кино", и к предстоящему в июне 60-летнему юбилею культового рок-музыканта, чья гибель в автокатастрофе 15 августа 1990 года повергла в шок миллионы граждан тогда еще формального единого Союза. Зрелище получилось впечатляющим: пройдя через 11 залов, посетители при помощи смартфонов-аудиогидов знакомятся со всеми гранями жизни и творчества Виктора Цоя, попутно получая возможность увидеть множество уникальных экспонатов, включая личные вещи певца. При этом организаторы пошли на серьезный риск: ведь более 30 лет, прошедшие после смерти заглавного героя выставки, – достаточный срок, чтобы память о человеке, каким бы популярным он ни был при жизни, стала уделом лишь его родных и близких. Дополнительными барьерами стали высокие цены на билеты и необходимость QR-кодов. Однако опасения не оправдались – даже в будни посетителей много, причем свыше половины из них – молодежь. И это заставляет задаться вопросом, в чем же состоит секрет популярности фигуры Виктора Цоя и его творчества, вызывающих интерес даже у тех, кто появился на свет после его ухода из жизни?

Если вам небезразлична 🙈🙉🙊 эта тема, то обязательно постарайтесь дочитать этот пост до конца и в комментариях ✏️ к нему написать о том, как, по вашему мнению 🧐, должны развиваться события! И не забывайте ставить лайки 👍 нашим материалам по интересным для вас темам ❤...

Честно говоря, отправляясь в "Манеж", я был уверен, что среди немногочисленной публики (с чего народ валом повалит посреди рабочей недели на выставку, где билет стоит под тысячу, надо заранее записываться на "сеанс", да еще показывать QR-код с паспортом?) будут преобладать люди в возрасте около 50 и старше. Ведь именно столько сегодня тем, чья юность и молодость пришлись на стык 1980-1990-х, кто украшал постерами с Цоем стены студенческих общаг и родительских квартир, ходил с друзьями смотреть "Ассу" и "Иглу", слушал во дворах на разбитых "романтиках" запиленные кассеты с "Восьмиклассницей", "Пачкой сигарет", "Звездой по имени Солнце" и другими хитами "Кино".

Я ошибся дважды. Во-первых, народу было достаточно много. Во-вторых, "дети эпохи застоя" хотя и присутствовали, но были отнюдь не самой многочисленной возрастной популяцией среди посетителей выставки. Намного больше было ребят и девчонок 15-25 лет, которые по понятным причинам никак не могли помнить живого фронтмена легендарной ленинградской рок-группы.

Спору нет, выставка интересная и познавательная, и не зря кто-то из журналистов назвал ее "диснейлендом имени Цоя". Всё, как говорится, "дорого – богато".

Афиши с концертов группы "Кино"
Афиши с концертов группы "Кино"

Здесь собраны предметы и документы, многие из которых ранее нигде не выставлялись. Тут и коллекция гитар музыканта (настоящих, не реплик), его настоящие сценические костюмы, заявление об увольнении из кочегарки (знаменитой "Камчатки"), записка на английском Джоанне Стингрей, шуба из чернобурки и енота по цене автомобиля, подаренная Цоем в 1989-м своей гражданской жене Наталье Разлоговой, банка супа Campbell с автографом Энди Уорхолла, множество картин и рисунков Виктора, включая загадочную "Дорогу", которой автор будто предвосхитил свою гибель, и многое другое. Плюс каждому посетителю на входе выдают смартфон с наушниками, который при приближении к стенду, экрану или экспонату воспроизводит музыку, диалог из фильма, запись разговора, отрывок интервью и т.п.

Каждая ипостась Цоя – музыканта, художника, актера, меломана, "трэвел-блогера", путешественника, друга – раскрыта и проиллюстрирована через документы, воспоминания знакомых и близких, архивные видеозаписи, черновики, записки, плакаты, инсталляции…

И даже те, кто считают себя фанатами "Кино" и Цоя, наверняка, узнали что-то новое. Для меня (хоть я к фанатам себя не причисляю), к примеру, стало открытием, что песни "Алюминиевые огурцы" и "Троллейбус", которые мы в 1980-е считали скрытыми политическими манифестами, никакого крамольного подтекста не содержали, а были, скорее, бытовыми зарисовками, связанными с вполне конкретными эпизодами биографии их автора.

Инсталляция по мотивам фильма "Игла"
Инсталляция по мотивам фильма "Игла"

Но, оказывается, рассказ про Цоя интересен не только ностальгирующим по годам своей юности бывшим комсомольцам, но и поколению их детей. С первыми всё более или менее понятно – для них лидер "Кино" был героем эпохи. Героем в том смысле, который подразумевал Лермонтов применительно к Печорину, – эдаким воплощением характерных черт и настроений своего поколения. И этот герой не может просто взять и умереть. Поэтому в августе 1990-го во многих городах появились "стены", посвященные погибшему рокеру, с неизменным "Цой жив!" Кого-то эта мысль до сих пор не отпускает.

Но вот что нашли в фигуре лидера "Кино" те, кто пришел в этот мир после его ухода из жизни? Причем трудно представить, чтобы современная молодежь устремилась бы на выставку, даже самую мультимедийную и многомерную, посвященную кому-то из современников Цоя, тоже рано ушедших из жизни, - Башлачеву, Курёхину, Науменко, Летову, даже если бы вход был бесплатным и раздавали мороженое. А вот на Цоя идут.

И ведь не сказать, что государство и масскульт как-то предметно занимались популяризацией Цоя. Постоянного памятника ему нет даже в родном Ленинграде Санкт-Петербурге, и непонятно когда он там появится (сейчас Смольному явно не до того – надо поскорее увековечить память азербайджанцев, "спасших город в блокаду"). В последнее время появилась пара художественных фильмов (Учителя и Серебренникова), но не сказать, чтобы они взорвали прокат, да и вообще получились, мягко говоря, спорными.

Сценический костюм Виктора Цоя
Сценический костюм Виктора Цоя

Скорее всего, секрет вневременной популярности Цоя – в его песнях, за 30 лет обросших неимоверным числом каверов. Не будучи бесспорными шедеврами, они оказались способны жить вне контекста своей эпохи, став универсальным ключом к сердцам и последних комсомольцев, и миллениалов, и зумеров. На первый взгляд незамысловатые и в то же время легко запоминающиеся мелодии и тексты позволили каждому поколению увидеть в них что-то свое, близкое и родное. И, наверное, сам автор очень бы удивился обилию интерпретаций его песен и вложенных в них смыслов, которые он вовсе и не имел в виду.

И в этом состоит один из феноменов Виктора Цоя, который стремительно прошел свой "путь героя" в жизни и продолжает его после смерти…

Если тема "задела за живое", вы небезразличны к результату этого противостояния или вам просто НЕ НАПЛЕВАТЬ 🙈🙉🙊, тогда обязательно подписывайтесь 📬 на наш канал, делитесь этим постом с друзьями и пишите комментарии! А главное - не оставайтесь безразличным к своему будущему и судьбе нашей большой, сильной, но постоянно вынужденной искать свой правильный путь Родины ☭🇷🇺!!!

---

Оригинал статьи размещен:

Новая выставка в "Манеже" объясняет, как Виктор Цой стал героем для трех поколений граждан России