6 января 2022 года исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Николаевича Скрябина (1872-1915) – уникального представителя русского романтизма, композитора, пианиста–исполнителя, педагога, которому удалось за недолгую жизнь совершить грандиозный прорыв к новым горизонтам.
Удивительный мир «мистической» музыки
В Московской консерватории Скрябин учился по классу фортепиано у Василия Ильича Сафонова, по классу контрапункта у Сергея Ивановича Танеева. В самом начале творческого пути композитор был вдохновлён идеями преобразования мира средствами искусства, которые впервые актуализировались в Симфонии №1 E-dur ор. 26 с хоровым финалом–апофеозом на собственный текст. Завершающим замыслом его жизни и творчества должна была стать Мистерия, синтезирующая разные искусства ради цели литургической и сакраментальной. Идеальным местом для её представления композитор считал Индию, где начиналась история современного человечества и где она должна, по его мнению, завершиться.
По замыслу композитора в храме на берегу озера должны собраться особо посвящённые, подготовленные для данного эзотерического действия – адепты. Действие мистерии должно было длиться семь дней и привести к единому синтезу все виды искусства (слово, танец и музыку), человека и живую природу. Храм будут пронизывать ароматы зелени и фруктов, краски восхода и заката. В мистерию должны быть привлечены также и животные (змеи и тигры), которые будут олицетворять единство природы и людей.
Скрябин принадлежал к редкому числу музыкантов, для которых философия была неотъемлемой составляющей жизни и определяла авторское кредо. Он увлекался работой Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» («Книга для всех и ни для кого»), где показан архетип «древнего мудреца», идеал сверхчеловека, призванного уничтожить всё лживое, болезненное и враждебное жизни. В то время многие увлекались идеями экзистенциализма, где свобода никем и ничем не может быть детерминирована, где материальный мир избавляется от разрушительного воздействия и преобразовывается в трансцендентный «космос красоты».
В наследии Скрябина представлены симфонические и фортепианные жанры. Тревога и напряженность рубежа XIX–XX веков выразилась в его музыке в триаде ведущих образов: от томления через полёт к экстазу. В ней чувствуется волевой порыв и нервность, экспрессия и импульсивность, тревожные поиски и особая одухотворённость, мистицизм и утончённая лирика, пламенность тонуса и философская глубина.
Под воздействием творческого огня художника-демиурга общество должно преобразоваться. Эта идея отразилась в созданных им трёх симфониях, многочисленных симфонических поэмах. Центральное место занимает Симфония №3 «Божественная поэма» «Le Divin Poém», которая впервые прозвучала в Париже в мае 1905 под управлением А. Никиша. Три части симфонии («Борьба», «Наслаждения», «Божественная игра») повествуют о «развитии человеческого духа», который через сомнения и борьбу, преодоление «радостей чувственного мира» приходит к «некоей свободной деятельности — божественной игре».
В поэме «Прометей» впервые в истории музыки использована световая строчка партитуры. Завершив работу над этим произведением, глубоко новаторским по своей сути, композитор отмечал: «Я в “Прометее” хотел параллелизма – хотел усилить звуковое впечатление световым. А теперь меня это уже не удовлетворяет. Теперь мне нужны световые контрапункты… Свет идёт своей мелодией, а звук своей…».
Фортепианные произведения составляют наибольшую часть наследия: Концерт для фортепиано с оркестром fis-moll, 10 сонат (не забудем две юношеские сонаты без авторских опусов), Фантазия h-moll (не забудем юношескую Фантазию для фортепиано с оркестром a-moll, 1899 год), множество поэм, среди которых «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени», Поэма-ноктюрн… множество миниатюр (экспромты, ноктюрны, вальсы, мазурки, прелюдии, этюды…).
Новаторские средства выразительности пронизывают все произведения Скрябина, они затрагивают и метроритмику, и гармонию, и форму… Штрихами покажем отдельные детали: абсолютно новый жанр – это фортепианная поэма, которая трактуется в духе символизма и занимает лидирующие позиции в скрябинском творчестве с 1900 года.
В Сонате №3 отмечается громадная сила и драматизм, о её содержании высказался один из первых исполнителей пианист В. Буюкли – это отражение «истории настроений – от Байрона до Ницше». Соната №4 имеет авторскую программу, связанную с созерцанием манящей звезды и стремлением достичь её. Начиная с шестой сонаты, все сонаты имеют одночастную форму и не подлежат определению функциональности-тональности. Сам композитор изобрёл аккорд, построенный по тритонам, и на его основе сочинял поздние произведения. Сонату №7 автор называл «белой мессой, в ней есть что-то торжественное и в тоже время жестокое и неумолимое». Про сонату №10 он говорил, что «это – лес! Это звуки и настроения леса. Тут есть именно это пантеистическое настроение, растворение в природе».
В позднем творчестве происходит слияние элементов импрессионизма (музыкальный язык), символизма (тематическая работа) и экспрессионизма (ведущие принципы, апогей субъективизма).
В пианизме Скрябина отмечался духовный «аристократизм», «вкрадчивость», бесплотность, прихотливые мерцания звучностей. Поэтично определил это качество Константин Бальмонт: «Он целует звуки рояля пальцами». Скрябинский кумир с детских лет был Фредерик Шопен. У них было много общего: деликатность, болезненная реакция на проявления жестокого и грубого, утончённость и изысканная аристократичность.
Завершая, подчеркнём, что творчество А.Н. Скрябина – одна из наиболее колоритных страниц Серебряного века отечественной культуры. Композитор отразил мировоззрение человека, живущего «накануне», меж двух времён, в предгрозовой атмосфере туманных ожиданий. Однако, несмотря ни на что, герой его сочинений устремлён вперёд, навстречу грядущему обновлению, он истово верит в новый мир и делает для его достижения максимум возможного.
Скрябин скончался скоропостижно, от общего заражения крови. Весть о его ранней кончине в расцвете творческих сил поразила всех.
Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ
Приглашаем принять участие в Международной дистанционной олимпиаде по музыке «Мистическая музыка А.Н. Скрябина», посвященной 150-летию со дня рождения композитора, для школьников 5-11 классов, студентов и педагогов! Последний день отправки материалов для участия - 15 марта.
Другие интересные статьи про композиторов на нашем канале:
#музыка #скрябин #композитор #мир музыки #музыкальная школа #школа