Как известно сегодня в Арктике главные решения принимают 5 стран из состава Арктического совета. Исландия относится к трём из 8 стран Арктического совета — Исландия, Финляндия и Швеция, не имеющих океанического выхода к Арктике.
Именно поэтому её, как и финнов со шведами, не воспринимают всерьёз. Так 2008 году в Гренландии и в 2010 в Канаде по инициативе экс-премьер-министра Дании Пер Стиг Миллера были проведены встречи «арктической пятёрки» — Россия, Канада, США, Норвегия и Дания.
Это означало для Исландии уменьшение влияния или практически исключение из процесса принятия решений в арктическом регионе.
И тем не менее, Исландия не сдаётся и всячески старается усиливать своё влияние как в арктическом совете, так и в регионе в целом. Исландия с 2007 года готовит проект, который может кардинально повлиять на развитие СевМорПути России и торговые маршруты «Азия-Америка».
Ещё в апреле 2019 года Исландия совместно с портовым оператором Германии «Bremenports GmbH & Co» подписала соглашение о строительстве нового глубоководного порта Финнафьорд (исл. Finnafjörður) в муниципалитете Ланганесбигд (исл. Langanesbyggð).
С исландской стороны соглашение было подписано двумя муниципалитетами – Langanesbyggð и Vopnafjörður, а также инжиниринговой консалтинговой компанией Исландии EFLA — должна подготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства порта.
К порту проявляет интерес и Китай, стремящийся развивать двухсторонние отношения с Исландией с целью усиления влияния в Арктике. В 2017 г. китайская судоходная компания «Cosco Shipping» обсуждала с мэром муниципалитета Ланганесбигд потенциальное сотрудничество по проекту порта Finnafjörður.
Да, проект очень долгосрочный и поэтапный, так как Исландия собирается реализовать его на условиях долгосрочной Концессии. Строительство планируют завершить в 2023 сдать, финальная реализация — до 2040 года.
Георасположение Исландии в Арктике повышает привлекательность порта Финнафьорд как европейского транзитного хаба для судов, следующих по СевМорПути из Азии и России в Европу или к Восточному побережью Северной Америки.
Кроме строительства порта компания «Finnafjord Port Project» планирует строительство индустриального парка, а также развитие инфраструктуры, включая дорожное сообщение, системы водоснабжения, электроснабжения и телекоммуникации.
Выбор места строительства порта не случаен:
- натуральная глубина выбранного фьорда составляет 25-70 м, что является необходимой характеристикой для обслуживания судов, следующих по СМП;
- морская администрация Исландии (Icelandic Maritime Administration) провела оценку высоты волны в 2008 г., используя математическую модель. Результаты показали, что, в худшем случае, теоретически самая высокая возможная волна в Финнафьорде, возникнувшая раз в 100 лет, будет ниже, чем ежегодная волна в Рекьявике.
- естественными преградами от возникновения волн является гора Gunnolfsvikurfjall с левой стороны планируемого порта высотой 700 м, небольшое возвышение в 255 м (Mountain Fell) по правой стороне, и сам полуостров Лаунганес протяженностью 40 км на котором расположен фьорд.
Фактор волны является крайне важным, так как быстро меняющиеся погодные условия в регионе могут неблагоприятно сказаться на экономической активности порта.
Также новый порт, по оценкам EFLA, мог бы стать экспортным хабом природных ресурсов Исландии. Запас углеводородов на шельфе Исландии расположен в секторе «Dreki Area» на острове Ян Майен.
При успешном освоении месторождений порт Финнафьорд был бы удачно расположен для импорта углеводородов с месторождения и их дальнейшего экспорта на рынки потребления.
Но пока такие международные компании, как китайская «China National Offshore Oil Corporation» и норвежская госкомпания «Petoro», по результатам проведенных геологоразведочных работ сделали вывод о низкой экономической привлекательности освоения месторождения по причине исторически высокой вулканической активности и глубины месторождений.
В теории, природные ресурсы могли бы доставляться в порт Финнафьорд также с месторождений шельфа Гренландии.
Но и в самой Исландии не все хотят процветания своей страны, что так похоже на Россию. Строительство порта ставит вопрос о влиянии на окружающую среду.
Поэтому незаменимый Сигюрдюр Инги Йоуханнссон, министр инфраструктуры Исландии и министр Исландии по делам сотрудничества с Северными странами, сменивший огромное количество министерств в своей стране, выступил против строительства порта.
Тем не менее, многие политические деятели Исландии высказались о позитивном влиянии будущего порта на социально-экономическое развитие региона, назвав строительство порта — «воротами в мир», открывающими новые возможности для северо-восточной Исландии.
Ну а для России значение таких проектов для отечественной магистрали «СевМорПуть» просто неоценимо, тем более, что его реализация будет осуществляться не за счёт российских налогоплательщиков.