Найти в Дзене
Повествователь ...

Небоевые потери в армии. Кто виноват?

о. Гогланд (личное фото). Огромное спасибо летчикам-пограничникам за их тяжелую работу!
о. Гогланд (личное фото). Огромное спасибо летчикам-пограничникам за их тяжелую работу!

Знаете, что самое страшное для матерей, отцов, родственников, которые ждут своих детей, братьев, племянников из армии? Получить с места службы "Извещение", что ... далее звание, Ф.И.О. погиб смертью храбрых, исполняя служебный долг, а дальше перечисляются заслуги во́ина. Это самая ужасная "весточка" для родных.
Но, бывают случаи, когда молодые, здоровые, но  слишком самоуверенные в себе военнослужащие из-за собственного разгильдяйства сами лишают себя самого дорого, а именно жизни (и речь идет не о суициде) или здоровья. И в большинстве своём это не "зелёные салаги", а в полне себе опытные бойцы, так называемые "старослужащие".
Июль 1995 года. Остров Гогланд. Пограничный радиотехнический пост № 4.
Мой Начальник улетел в отпуск и я снова за главного. Старый и опытный ми́чман тоже уволился, а ему на замену прислали двадцатилетнего "контрактника", за которым  нужен был "глаз да глаз" ибо был он какой-то весь несерьёзный, безынициативный и не слишком смышленый.
Одному круглосуточно "командовать" тяжело. И служба и быт Поста́ всё на мне. Ночь - всегда самое тревожное время суток. И я каждые сутки пребывал на "ночном" дежурстве. Сон передвинулся на "утро".

о. Гогланд, июль 1995 года. (автор на фото).
о. Гогланд, июль 1995 года. (автор на фото).

Около девяти вечера телефонный звонок. На "связи" командир "соседей" - морпехов. Голос офицера "тревожный": "Эд, запроси своих могут они срочно прислать "вертуху"? У меня очень тяжёлый "трехсотый" (раненный). У "наших" всех вертолётчиков в командировку отправили, у ПВОшников тоже с "бортом" беда. Выручай. Подробности потом!"
Как-то сильно повезло нам с погодой и пограничные лётчики прилетели где-то через час. Но, было поздно, "забрали" уже "Груз 200".
Это был молодой парень, который осенью должен был поехать домой на "дембель", но "поехал" раньше ... в виде "ци́нка" (гроб).
Все служивые знают, что такое "дембель", который неизбежен. К нему срочники всегда "готовятся". Делают "дембельский альбом", украшают "пара́дку" (одежда, в которой едут домой). "То́чат" (мастерят) всякие сувениры: открывашки, пепельницы итп. 
Я уже писал, что морпехи на острове охраняли огромный склад боеприпасов. Никакой инвентаризации там давно не было. Ну кому "нужно" пересчитывать тысячи единиц боеприпасов? Проверяющие периодически приезжали. Формально подписывались акты сверки и уезжали. А бойцы, ну что с них взять, это же в сущности молодые пацаны, некоторые из которых сначала что-то делают, а потом думают. Хорошо, если повезет и ничего страшного не случилось, но такое, к сожалению, бывает не всегда.
Вот и тот несчастный во́ин решил сделать себе на память сувенир, пепельницу. Умыкнул на складе снаряд к 37-мм зенитной пушке, зажал его в тиски́ и начал пилить. Результат "труда" получился трагический. Когда прилетела комиссия на "разбор полетов", то при досмотре личных вещей морпехов нашли ещё четыре уже готовые пепельницы того же "калибра". Но, сколько веревочке не виться, а конец, в нашем конкретно случае "конец" был печальным.

Вот почти из-за такой "красоты" случилась трагедия!
Вот почти из-за такой "красоты" случилась трагедия!

Старле́я, который командовал данным подразделением, из-за данного инцидента, "осудили" на 3,5 года "за нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами". Понимаю, что нужно было кого-то наказать, но как "достучаться" до юных голо́в во́инов, что нужно соблюдать меры безопасности? Ведь и занятия с бойцами проводятся, инструктажи и всё равно... нарушают!
"Как я, чуть не повторил "судьбу" старлея".
Утро, развод на хозработы. Инструктаж  провел лично, в "Журнале по технике безопасности" матросы расписались и выдвинулись совершать трудовые подвиги. Заготовка дров на зиму - первостепенная задача. А я двинул спать после ночного дежурства.
Только заснул, стук в дверь.
"Товарищ командир у нас ЧП, матрос ногу повредил" - доложил вестовой.
Прибегаю к месту ЧП и вижу, лежит во́ин, стонет, ногу ему обрабатывают "перекисью водорода", но слабо помогает. Наложили "жгут". И как он "так" себя? Да всё просто. Рубил дрова, в тапочках, нога соскользнула, равновесие потерял, а топор с брёвнышком, на котором заострённая часть осталась (не допили до конца, обломили), уже "спускался" вниз. Так и опустил боец эту заостренную часть бревна прямо себе на ступню. "Щепочка", размером с кухонный нож, прошла насквозь.
Рана большая, возможно сухожилия задеты. В общем, срочно нужно вызывать вертолет для эвакуации, пока заражение не началось. Вызвали, прилетели, забрали, хорошо, что лето и погода лётная. Заместитель комбрига  орал на меня по "ЗАС" (засекреченная связь) минут десять. "Молись, что бы твой матросик инвалидом не остался, а то я тебя....".
А я ведь говорил на инструктаже...пилить до конца, не ломать, чтобы заострённых частей не было и работать в ботинках. Но нет! "Дембеля" же самые умные.
Проходит два дня. Снова утро и...стук в дверь: "Товарищ командир у нас опять ЧП на хозработах". Меня аж трясёт, что на этот раз? И снова на заготовке этих злосчастных дров беда. Циркулярная пила диаметром в метр и "зубьями" как у белой акулы. И снова "де́мбель", который за службу попилил на этой "штуковине" не один куб. Отвлекся и "порезал" ножку. Сильно порезал. И опять пришлось докладывать, эвакуировать бедолагу. Замкомбрига, аж на "визг" перешёл. А я молю́сь, чтобы у травмированных бойцов всё было нормально со здоровьем. Сильно так молю́сь! Совсем не хочется под трибунал идти!.....Слава Богу все матросы благополучно выздоровели.
Собрал очередной раз личный состав. Провёл "беседу" на "повышенных" тонах, а потом устроил нереально активную физподготовку. Не доходит через голову, дойдёт через ноги.
На следующий день старшим по "рабочей группе" был назначен целый "контрактник". Циркулярку после последнего случая отключили, бойцы взяли́сь за "Дружбу 2" (двуручная пила)
"Не можете обращаться со "сложной техникой", будем заготавливать дрова по старинке" - воодушевил я  бойцов.
"Николай (контрактник), ты не работаешь, а наблюдаешь за процессом. Если кто-то будет филонить или нарушать технику безопасности (окинул всех взглядом) посажу на сутки в погреб (гауптвахта). Я отдыхать после дежурства. И не дай вам Боже опять "накосячить!" - отдал я распоряжение и пошёл к ДОСу. А на душе было как-то не спокойно, какое-то нехорошее предчувствие одолевало. Заснуть так и не смог. Вдруг,  на крыльце "загрохотали" ботинки и...стук в дверь.
Увидев бледное лицо вестового я понял, что случилось что-то страшное. На земле лежал "контрактник". Дальше шокирующий контент, не буду описывать, что бы не травмировать психику. Что произошло? Да на "ровном месте" всё приключилось. Ломали печь в старом сарае (кирпич нужен был). Боец ударил кувалдой по печке внутри сарая. Труба на крыше обломилась и на́чала, медленно, но
громко скользить вниз. Николаша-контрактник решил выбежать и посмотреть, а как ОНА "падает" (это он в слух транслировал перед тем как выбежать). В последнее мгновенье он действительно увидел трубу, которая упала ему прямо на голову. Зачем он так сделал? Не знаю!
Он ещё дышал и был даже в сознании. Первую помощь оказали. Вертолёт вызвали. Лётчики меня уже лю́то ненавидели, но прилетели быстро.
Не умер наш любопытный "контрактник". Голову ему "подлатали", сломанную ключицу загипсовали. Крепкие головы у некоторых во́инов случаются. Как говориться, был бы мозг, было бы его сотрясение.
Меня от трибунала спасло лишь то, что "контрактник" ранее был отдан Приказом, как "старший" в т.ч. и на всякие хозработы.
   И в заключении. Снова повторюсь. Очень печально, когда погибают, получают ранения военнослужащие именно в боевой обстановке. Но вот получать "аналогичный" результат из-за собственного головотяпства, даже не знаю как назвать.
    Как сказал мой преподаватель-старый полковник: "Все правила техники безопасности "написаны" к-р-о-в-ь-ю человеческой".
Люди, берегите себя, пожалуйста и на гражданке и на военной службе! Знайте, что вас ждут дома живыми и здоровыми родные и близкие.
Не огорчайте их!!!