Найти тему
Владимир Комаров

Давайте петь!

С 1957 по 1964 г.г. я учился в 15 школе города Ельца. Помню уроки пения. Приходил учитель с баяном и мы весь урок разучивали песни, повторяли уже выученные. А в восьмидесятые годы была принята "Система Кабалевского", в основу которой положены; песня, танец и марш. Не берусь судить достоинства и недостатки этой системы, о ней написано много статей, но - дети петь перестали!

В 1989 году мой старший сын Дмитрий учился во 2 школе города Ельца, во втором классе. Однажды я спросил его, какие песни они разучивают на уроках пения. Он достал блокнот из портфеля, в котором была запись: "Ж. Бизе - Кармен". Спрашиваю, а что это такое, на что он отвечает, что не знает и что им сказали так записать.Иду к директору школы и прошу разрешения, на общественных началах, проводить уроки пения в классе, где учился сын. Получив положительный ответ приступаю к работе. С первого урока начали разучивать песни. Я писал на доске слова, они переписывали в тетрадь, а затем разучивали мелодию. Сначала процесс был не очень интенсивный, нок концу учебного года за урок могли разобрать две песни. При этом дисциплина была отличная. Дети любили петь, ждали каждый урок пения, встречали меня с радостью и огорчались, если по какой-либо причине, урок отменялся.

Но грянули реформы девяностых. Сына перевели в другую школу, да и мне пришлось временно сменить профессию. Вся страна выживала.

В начале двухтысячных один мой приятель попросил помочь: он женил сына, и надо было поиграть на свадьбе. В назначенный день собрались гости. Как поётся в песне, свадьба пела и плясала. Одна девушка, подруга невесты, выделялась из всей молодёжи. Она знала все песни, которые пелись за столом, пела точно, не фальшивя и с настроением, а мне показалось, что где-то её встречал. В конце свадьбы она спросила меня: "А вы меня не узнали?" Говорю,что лицо знакомо, но не могу вспомнить, где мы могли встречаться. "Вы вели у нас пение во втором классе", - говорит она. Прошло более десяти лет и мне трудно было узнать в этой девушке второклассницу из восьмидесятых.
Спросил, как сложилась её жизнь, а она отвечает: "Мы всем классом до сих пор дружим, часто собираемся и поём песни. Вот такая приятная встреча, после которой хорошее настроение не покидало меня несколько дней!

Вначале двухтысячных, по инициативе В. Н. Ганичева были организованы "Ушаковские сборы, руководят которыми по сей день С. Катькало и М. Ганичева. В 2008 году я, впервые был приглашён на сборы, да так и остался. Написал "Гимн Ушаковцев" и учу детей петь.

-2

Дети съезжаются со всей нашей необъятной Родины и зарубежья. За время сборов они успевают так подружиться, что расстаются со слезами. В процессе сборов посещаем музеи, библиотеки, храмы, путешествуем по городам и весям и всё время дети заняты творчеством во всех его проявлениях. Во время переездов и вечерами разучиваем новые песни и повторяем выученные. И, хотя 90 процентов детей приезжают непоющих, к концу смены поют все. Успеваем выучить 15 - 20 песен. А с какой радостью они поют - это нужно видеть!

-3

К каждой поездке Марина Валерьевна подбирает репертуар на определённую тему, - например, морскую. Начинаем учить и уже на третий день выступаем на различных площадках...

-4

Недавно принят закон, о воспитательной роли школы (давно было пора), а вот о воспитательной роли песни ничего не сказано. А песня обладает большой воспитательной силой.

В прошедшем учебном году учил петь детей из класса, где учится моя внучка Саша. Это второй класс школы "Альтернатива". В классе восемь человек - две девочки и шесть мальчиков. На первом уроке узнал, что детям теперь можно вести себя свободно, поэтому добиться внимания стоило больших трудов. (В советской школе дисциплина была гораздо строже.)

Но урок за уроком, стало налаживаться взаимопонимание. Зато теперь столкнулся с другой проблемой. Детских песен почти нет. В классе у сына
пели и пионерские, и революционные, и песни военного времени, и совет-ские. Сегодня многие песни потеряли свою актуальность, (хотя есть песен-ная классика). Нужны песни отвечающие нашему непростому времени.

С трудом нахожу подходящие. Начал писать сам, опять проблема - очень мало стихов, на которые можно написать детскую песню. Чтобы найти хороший текст приходится перечитывать большое количество печатной поэзии и стихов в интернете.

Ниже привожу варианты этих песен, которые полюбились детям.

В завершении хотелось сказать, что пение - это яркая, образная форма представления об окружающем нас мире. Исполнение песни сказывается положительно на восприятии прекрасного, доброго порой убеждает сильнее, чем другая информация, помогает развитию речи. А самое главное - пение песен нас объединяет.

ДАВАЙТЕ ПЕТЬ!!!

"Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.", - говорил о музыке В. А. Сухомлинский.

Художественная ценность и значимость песни, в первую очередь, зависит от поэтического текста, а музыка, положенная на этот текст, усиливает его восприятие. Если композитор правильно уловил интонации текста, да ещё усилил гармонически, получается произведение, которое трогает душу слушателя.

Более тридцати лет я работал со взрослыми певцами и, в последние годы пришёл к выводу, что необходимо бросить все силы на обучение детей. Моим подписчикам, особенно тем, у кого есть дети или внуки хотел предложить песни, которые прошли испытания в процессе занятий с детьми.

С уважением - автор.