Найти тему

Что такое цыбик и чем занимался совошник — узнаем в Музее чая

Один из сыновей листал орфографический словарь в поисках слов, начинающихся на "цы", и его невероятно рассмешило слово "цыбик". А я вспомнила, что у меня есть фотография цыбика, сделанная в петербургском Музее чая, и решила вам ее показать. Заодно рассказать, что такое бакча, зачем совошники "ходили на совок", чем занимались ширельщики и с какой целью к чайному обозу приставляли лежней.

Купец. Фотография сделана в Музее чая в Петербурге
Купец. Фотография сделана в Музее чая в Петербурге

В XIX веке одним из самых прибыльных видов торговли была торговля чаем. Великий чайный путь из Китая в Россию тянулся более чем на 10 000 километров, преимущественно по суше. Часть его пролегала по пустыне Гоби, по которой шли караваны верблюдов, груженные цыбиками — чайными ящиками, сплетенными из камыша или тростника и выложенными изнутри мягкой бумагой или бамбуковыми листьями.

Цыбик — чайный ящик. Музей чая в Петербурге
Цыбик — чайный ящик. Музей чая в Петербурге

Элитные сорта чая сначала помещали в тонкий свинцовый ящик, а уже его укладывали в цыбик. Цыбики оборачивали войлоком и в таком виде нагружали на горбатую спину верблюда.

Макет гостиного двора в Кяхте. Слева видны верблюды, груженные цыбиками, справа — целая гора цыбиков. Музей чая в Петербурге
Макет гостиного двора в Кяхте. Слева видны верблюды, груженные цыбиками, справа — целая гора цыбиков. Музей чая в Петербурге

В приграничном Маймачине (Маймачене) продавцы-китайцы маленькими деревянными совочками нарушали целостность ящика, доставая из цыбика небольшие порции чая каждого сорта. Образцы заворачивали в китайскую бумагу и передавали купцу-покупателю или комиссионеру. Такие бумажные пакеты с чаем назывались бакча.

После заключения сделки чай перевозился на гостиный двор в Кяхту, которая в XIX веке была главной географической точкой в торговых отношениях с Китаем.

Макет гостиного двора в Кяхте. Музей чая в Петербурге
Макет гостиного двора в Кяхте. Музей чая в Петербурге

На кяхтинском дворе к работе приступали российские совошники (савошники). Их инструмент — чайный совок — превосходил по размеру совок китайский и с виду напоминал укороченный железный лом. На конце совка — углубление, с помощью которого пробы чая вынимали из разных углов цыбика.

Савошник (совошник). Музей чая в Петербурге
Савошник (совошник). Музей чая в Петербурге

Такая работа называлась "ходить на совок".

Потомственный купец, чаеторговец и писатель Дмитрий Иванович Стахеев в книге "От Китая до Москвы. История ящика чаю", вышедшей в 1870 году, отмечает, что китайский совошники обращались с чаем намного бережнее русских. Последние, орудовали совками так, что пол пакгауза покрывался тонким слоем чая, чем могли воспользоваться плутоватые работники гостиного двора для личного обогащения.

Право "ходить на совок" имел купец-покупатель чая, его комиссионер или доставщик, которые принял обязательство доставить чай из Китая. Потратить на пробу чая можно было около полуфунта. Иногда чайные ящики "доили" — это выражение означало воровать чай. Вывозить полученный таким образом товар приходилось контрабандой.

Из гостиного двора в Кяхте цыбики отправлялись на таможню — в Троицкосавск (после 1861 года в Иркутск). Там ящики взвешивали для определения суммы пошлины. После ее оплаты цыбики поступали в распоряжение ширельщиков, которые обшивали ящики кожей.

Цыбик или чайный ящик. Музей чая в Петербурге
Цыбик или чайный ящик. Музей чая в Петербурге

Обшитый ящик после проверки таможенником опломбировывался и с билетом "на вывоз из таможенного двора" покидал территорию таможни.

Владелец чая, не желая самостоятельно заниматься вопросами доставки, мог доверить доставку партии чая купцу, занимающемуся извозом. В этом случае доставщик принимал ящики на таможне до их обшивки кожей, чтобы иметь возможность увидеть товар и обезопасить себя от возмещения убытков, если тот окажется некачественным.

Доставкой мог заниматься обозный приказчик, работающий на покупателя. Он самостоятельно нанимал ямщиков-связочников, имеющих в распоряжении связку — комплект из пяти лошадей, и сопровождал чайный обоз.

Ямщик-связочник. Музей чая в Петербурге
Ямщик-связочник. Музей чая в Петербурге

Во время переезда от одной станции к другой возки в обозе ехали с разной скоростью. Приказчик не мог контролировать каждый из них и для того, чтобы избежать воровства со стороны ямщика нанимал в качестве сторожа "лежня". За лежание на возке платили жалованье, но иногда рабочие или ремесленники, которым нужно было пробраться в Россию, нанимались бесплатно.

Чаеторговец. Музей чая в Петербурге
Чаеторговец. Музей чая в Петербурге

О дальнейшей судьбе цыбиков, доставленных обозами, можно узнать на экскурсии в Музее чая, который находится в историческом доме Горсткина на набережной Фонтанки, 91. А о крупнейших петербургских чаеторговцах — в Музее истории купечества (о нем я расскажу в следующей статье).