Одну из главных улиц подмосковных Люберец ждёт полная реконструкция. С дороги уберут наземные пешеходные переходы, снизят количество светофорных перекрёстков и построят эстакады. Детально разберём проект внутри.
Здравствуйте, уважаемые и дорогие друзья!
В Люберцах должна состоятся грандиозная реконструкция одних из главных въездных воротах в город — Октябрьского проспекта.
Октябрьский проспект в Люберцах продолжает московские проспекты — Лермонтовский и Рязанский.
По ним ежедневно утром десятки или даже сотни тысяч человек передвигаются из окраин в центр Московской агломерации. Вечером те же люди возвращаются обратно домой.
Вводная часть
Или зачем реконструируют проспект в центре города
Далеко не секрет, что население Москвы и ближайшего пояса Подмосковья растёт огромными темпами. На Люберцах это тоже сказывается в плане пробок, тем более это одно из самых населённых направлений Подмосковья.
Люберцы достаточно неплохо обеспечены транспортной инфраструктурой, по меркам Подмосковья. Две линии метро (Таганско-Краснопресненская/фиолетовая и Некрасовская/розовая), электрички Рязанского и Казанского направления, на юге города скоростная федеральная автодорога М-5 "Урал" или Новорязанское шоссе.
И в будущем Рязанское направление станет третьим диаметром (МЦД-3), так называемым наземным метро с низкими интервалами движениями, современным подвижным составом, проездом по тройке и прочими прелестями.
Ещё существует городской округ Люберцы (бывший Люберецкий район), с многочисленной малоэтажной застройкой, жители которого в основной своей массе автомобилисты. Причина банальна — нерентабельность запуска наземного общественного транспорта к каждому частному дому. Не хочется идти пешком до остановки 25-35 минут — покупай автомобиль/заказывай такси. Последствия для транспортной системы города очевидна.
К этой проблеме прибавляются следующие две. Попасть на Егорьевское и Быковское шоссе можно только проезжая через центр Люберец по Октябрьскому проспекту и (Старо-)Рязанскому шоссе. Для города это лишний транзит через самый центр!
К слову, Егорьевское шоссе планируют продлить до Новорязанского шоссе, но состоится это не скоро. В ходе строительства Новоегорьевского шоссе или трассы МЕТК. Об этом подробнее расскажу в отдельном материале.
В случае Быковского шоссе, проблема возникла в 2021 году при сносе путепровода по Первомайской улице через М-5 "Урал" в ходе реконструкции федералки с 22 км по 26 км. В своё время путепровод не был построен с заделом под расширение Новорязанского шоссе. Его тоже когда-нибудь построят заново власти Подмосковья, но и это не главное.
И скорее всего самое важное. Октябрьский проспект — лимитирующий узел в связке с Рязанским проспектом и Лермонтовским проспектом. Шестиполосные московские дороги (3+3) с единичными светофорами переходят в четырёхполосную дорогу в Люберцах с многочисленными светофорами и наземными пешеходными переходами.
Таблица сравнения двух участков одной и тоже де-факто вылетной магистрали (Рязанский проспект (Москва) > Лермонтовский проспект (Москва) > Октябрьский проспект (Люберцы)):
И это ещё не всё. Москва достраивает (подрядчик уже сейчас проектирует объект, после приступит к достройке) подземный пешеходный переход возле дома 2к1 по Лермонтовскому проспекту (-1 светофор).
В среднесрочной перспективе Москва построит эстакаду на пересечении Лермонтовского проспекта с Привольной улицей (-1 светофор) в рамках ТПУ "Лермонтовский проспект"
Ближе к м. Выхино на пересечении Рязанского проспекта с улицей Ташкентская и ул. Хлобыстова планируется автодорожный тоннель (-1 светофор). В итоге получаем бессветофорную дорогу от Выхина до границы Люберец с Москвой.
Положа руку на сердце, скажу я Вам, будет нелегко без развития Октябрьского проспекта или альтернативных решений. Поэтому плавно переходим обозревать сам проект реконструкции)
Проект реконструкции Октябрьского проспекта
Основой всей информации в статье — это откорректированный проект планировки «реконструкции линейного объекта капитального строительства – Октябрьского проспекта в городе Люберцы на участке граница города Москвы – Егорьевское шоссе», утвержденный Правительством Московской области 24.08.2021 года за № 704/28.
Для удобства изучения материала рекомендую открыть проект реконструкции Октябрьского проспекта на интерактивной карте:
О дороге кратко
Небольшое видео со схемой организация движения на Октябрьском проспекте от Инстраграм-канала @mylubertsy. Извиняюсь за качество, какое есть.
Весь проспект расширят, чтобы обеспечить непрерывные две полосы движения (2+2) по основному ходу дороги в каждую сторону прямо без необходимости перестроения из ряда в ряд на перекрёстках.
Для этого где-то расширят перекрёстки с дополнительными полосами для поворота налево/направо. На загруженных перекрёстках, и где позволяет место, построят локальные дублёры (боковые проезды). На них уберут остановки общественного транспорта с основного хода и примыкания других дорог, чтобы они не тормозили основной ход дороги.
К примеру, в районе пересечения с Комсомольским проспектом (Красной улицей*) с учётом боковых проездов, будет 10 полос движения. Из них 7 для движения прямо, другие две для поворота налево на Комсомольский проспект при движении со стороны Москвы, одна полоса для поворота направо при движении со стороны Октябрьского.
*Красная улица — короткая улица (~300 метров) между Комсомольским проспектом и Октябрьским проспектом.
В документах проектировщиков её просто называют Комсомольским проспектом.
Для удобства чтения и ориентации на карте подписываю её в скобках при упоминании Комсомольского проспекта.
Общее количество светофоров сократится с 14 до 9 за счёт отмены поворота налево на наименее популярных перекрёстках и ликвидации одного наземного пешеходного перехода.
Водителям предлагается проследовать до ближайшего разворота или проехать по параллельным улицам до ближайшего перекрёстка с Октябрьским проспектом, с которого можно будет выехать в нужную сторону.
Например, под путепроводом через Ж/Д-пути по Октябрьскому проспекту построят проезжую часть для разворота и проезда к ближайшим улицам (к Волковской и Котельнической).
Наземные пешеходные переходы с Октябрьского проспекта уберут совсем. Вместо них возведут 9 новых подземных пешеходных переходов и один существующий будет отремонтирован.
Остановки общественного транспорта передвинут поближе к будущим подземным пешеходным переходам.
Для пешеходов построят тротуары практически на всём протяжении дороги, включая локальные дублёры и новые проезды (как например, под путепроводом выше).
Скорость движения на основном ходе планируется поднять с 50 км/ч до 60 км/ч, на локальных дублёрах сделают 40 км/ч.
Эстакада в центре Люберец
Единственную двухуровневую развязку на всём протяжении Октябрьского проспекта возведут на пересечении с Комсомольским проспектом (Красной ул.) в самом центре Люберец.
Это будет четырёхполосная эстакада (по две полосы в одну стороны, 2+2) длиной ~600 метров. Она пройдёт от Комсомольского проспекта до улицы Смирновской.
Под эстакадой останутся два светофорных перекрёстка. Попасть на них можно через заезд на боковые проезды перед эстакадой. Для водителей ничего нового, так почти везде организовано в подэстакадном пространстве в Москве.
Этапы строительства
Дорога будет строиться в пять этапов. Это происходит из-за разной степени сложности объектов, объёмов работ на различных этапах.
Плюс, бюджет Московской области пока не может потянуть крупную стройку только в одном округе, когда в остальных местах тоже надо развивать транспортную инфраструктуру.
Этапы строительства Октябрьского проспекта:
- 1 этап – от улицы Власова до путепровода через Ж/Д-пути. По этому титулу уже ведутся строительные работы (на интерактивной карте этап отмечен красным цветом). Предварительно, работы закончатся в 2024 году;
- 2 этап – от путепровода через Ж/Д-пути до Егорьевского шоссе. Получено положительное заключение государственной экспертизы от 24.12.2018 года за №50-1-1-3-008493-2018;
- 3 этап – от границы г. Москвы до 4-го Люберецкого проезда. Получено положительное заключение государственной экспертизы от 14.04.2021 года за №50-1-1-3-018291-2021;
- 4 этап – от 4-го Люберецкого проезда до улицы Власова. Получено положительное заключение государственной экспертизы от 24.12.2018 года за №50-1-1-3-008564-2018;
- 5 этап – реконструкция путепровода (расширение до 3-х полос в каждую сторону) через железную дорогу. Получено положительное заключение государственной экспертизы от 29.12.2018 года за №50-1-1-3-009558-2018.
Для реконструкции остальных участков Октябрьского проспекта практически всё готово =)
Остаётся только объявить конкурсы на строительно-монтажные работы на Государственных Закупках и параллельно начать изымать земельные участки для расширения проспекта.
Светофорные перекрёстки
На интерактивной карте обозначены меткой зеленого цвета с кругом внутри.
Всего остаётся 9 перекрёстков на Октябрьском проспекте вместо 13. Их перечень:
- Октябрьский проспект – улица Колхозная;
- Октябрьский проспект – 4-й Люберецкий проезд;
- Октябрьский проспект – улица Калинина;
- Октябрьский проспект – улица Власова;
- Октябрьский проспект (локальный дублёр) – улица Красная/Комсомольский проспект (под эстакадой);
- Октябрьский проспект (локальный дублёр) – улица Смирновская (под эстакадой);
- Октябрьский проспект – улица Хлебозаводская;
- Октябрьский проспект – улица Космонавтов;
- Октябрьский проспект – Егорьевское шоссе;
Ликвидируемые перекрёстки:
- Октябрьский проспект – Комсомольская улица;
- Октябрьский проспект – Волковский проезд;
- Октябрьский проспект – Больничный проезд;
- Октябрьский проспект – улица Строителей.
Подземные пешеходные переходы
На интерактивной карте обозначены фиолетовым цветом.
Всего на Октябрьском проспекте будет 10 подземных переходов, расположенных по следующим ориентирам:
- Возле жилого дома Октябрьский проспект, д. 9 и перекрёстка с 1-м Люберецким проездом (вблизи остановки НОТ «Платформа Ухтомская»);
- Возле жилого дома Октябрьский проспект, д. 25 и перекрёстка с 4-м Люберецким проездом (вблизи остановки НОТ «Ухтомская»);
- Возле жилого дома Октябрьский проспект, д. 53 и гимназии №43;
- Существующий подземник возле жилого дома Октябрьский проспект, д. 37. (вблизи остановки НОТ «Школа»);
- Возле ТРЦ Выходной (вблизи остановки НОТ «ТРЦ Выходной»);
- Под перекрёстком с Комсомольским проспектом (Красной ул.);
- Под перекрёстком со Смирновской улицей;
- Возле перекрёстка с Хлебозаводской улицей;
- Возле перекрёстка с Больничным проездом;
- Возле перекрёстка с улицей Космонавтов.
Перспективная развязка с Егорьевским шоссе
Проектом реконструкции Октябрьского проспекта предусмотрено строительство участка Егорьевского шоссе от Новорязанского шоссе до существующего участка Егорьевского шоссе, те. до перекрёстка с Октябрьским проспектом и Рязанским шоссе.
В перспективе над перекрёстком возведут эстакаду в створе Егорьевского шоссе. Под эстакадой в теле Октябрьского проспекта и Рязанского шоссе запланировано круговое движение.
Когда закончат реконструкцию Октябрьского проспекта?
Официальные медиа-службы Московской области говорят о завершении строительных работ на Октябрьском проспекте к июню 2025 году.
В контракте по 1-му этапу (эстакада) стоит дата завершения работ как 31 июля 2025 года.
Т.е. примерно к этому моменту стоит ждать окончания реконструкции, если не возникнут какие-либо незапланированные ситуации, которые оттягивают реконструкцию (перенос коммуникаций, изъятия недвижимости, отсутствие финансирования).
Итоги
Дорогие читатели, мы только что изучили очередной проект по реконструкции в Подмосковье дороги-продолжения московской вылетной магистрали (предыдущий был Проспект Юных Ленинцев в Подольске).
Хороший он или нет, нужный городу и другие вопросы предлагаю обсудить в комментариях.
Для меня спорный момент — это эстакада в центре города, ради которой изымут и снесут МакДональдс. Почему решили строить именно эстакаду, а не тоннель?
Может быть здесь проходит какая-нибудь серьёзная подземная коммуникация, связанная с Люберецкими очистными сооружениями (хотя на схемах водоотведения и водозабора при беглом просмотре не нашёл). Либо тоннель невозможно возвести из-за плохих грунтов.
С одной стороны, здесь чуть ли не единственный путепровод через Рязанское направление МЖД в Северные Люберцы и к ст. м. «Некрасовка».
Однополосный тоннель между Волковской ул. и Инициативной ул., с ограничением габарита 2.5 метров по высоте, полноценной альтернативой Комсомольскому проспекту назвать трудно. Остаётся только ехать на МКАД (перепробег ~4-10 км).
С другой стороны, Московская область умеет строить довольно дорогие развязки (пример – развязка Волоколамского шоссе с Ильинским шоссе в Красногорске за 11 млрд. рублей ещё по ценам 2018 года) и тоннели. Прямо сейчас в 2022 году ведутся строительные работы по тоннелю на ул. Туполева под площадью Громова в г. Жуковский.
Или можно было вовсе отказаться от двухуровневой развязки и провести новую дорогу от Смирновской улицы вдоль железнодорожных путей и путепровода до вышеупомянотого однополосного тоннеля у Войковской улицы. Так что тема с эстакадой остаётся открытой =)
Спасибо за прочтение статьи! Буду благодарен за оценку статьи и приглашаю подписаться на мой канал. Я рассказываю о развитии транспорта в Москве и Подмосковье :)
P.S. Предлагаю посмотреть видео от Vitaly_D как выглядил Октябрьский проспект в июле 2021 года, до разгара реконструкции проспекта: