Найти в Дзене
Владислав Панкратов

Реконструкция Октябрьского проспекта в Люберцах — обзор проекта

Оглавление

Одну из главных улиц подмосковных Люберец ждёт полная реконструкция. С дороги уберут наземные пешеходные переходы, снизят количество светофорных перекрёстков и построят эстакады. Детально разберём проект внутри.

Местоположение реконструкции Октябрьского проспекта на карте города Люберцы с помощью сервиса Яндекс.Карт.
Местоположение реконструкции Октябрьского проспекта на карте города Люберцы с помощью сервиса Яндекс.Карт.

Здравствуйте, уважаемые и дорогие друзья!

В Люберцах должна состоятся грандиозная реконструкция одних из главных въездных воротах в город — Октябрьского проспекта.

Октябрьский проспект в Люберцах продолжает московские проспекты — Лермонтовский и Рязанский.

По ним ежедневно утром десятки или даже сотни тысяч человек передвигаются из окраин в центр Московской агломерации. Вечером те же люди возвращаются обратно домой.

Вводная часть

Или зачем реконструируют проспект в центре города

Далеко не секрет, что население Москвы и ближайшего пояса Подмосковья растёт огромными темпами. На Люберцах это тоже сказывается в плане пробок, тем более это одно из самых населённых направлений Подмосковья.

Люберцы достаточно неплохо обеспечены транспортной инфраструктурой, по меркам Подмосковья. Две линии метро (Таганско-Краснопресненская/фиолетовая и Некрасовская/розовая), электрички Рязанского и Казанского направления, на юге города скоростная федеральная автодорога М-5 "Урал" или Новорязанское шоссе.

И в будущем Рязанское направление станет третьим диаметром (МЦД-3), так называемым наземным метро с низкими интервалами движениями, современным подвижным составом, проездом по тройке и прочими прелестями.

Ещё существует городской округ Люберцы (бывший Люберецкий район), с многочисленной малоэтажной застройкой, жители которого в основной своей массе автомобилисты. Причина банальна — нерентабельность запуска наземного общественного транспорта к каждому частному дому. Не хочется идти пешком до остановки 25-35 минут — покупай автомобиль/заказывай такси. Последствия для транспортной системы города очевидна.

К этой проблеме прибавляются следующие две. Попасть на Егорьевское и Быковское шоссе можно только проезжая через центр Люберец по Октябрьскому проспекту и (Старо-)Рязанскому шоссе. Для города это лишний транзит через самый центр!

К слову, Егорьевское шоссе планируют продлить до Новорязанского шоссе, но состоится это не скоро. В ходе строительства Новоегорьевского шоссе или трассы МЕТК. Об этом подробнее расскажу в отдельном материале.

В случае Быковского шоссе, проблема возникла в 2021 году при сносе путепровода по Первомайской улице через М-5 "Урал" в ходе реконструкции федералки с 22 км по 26 км. В своё время путепровод не был построен с заделом под расширение Новорязанского шоссе. Его тоже когда-нибудь построят заново власти Подмосковья, но и это не главное.

И скорее всего самое важное. Октябрьский проспект — лимитирующий узел в связке с Рязанским проспектом и Лермонтовским проспектом. Шестиполосные московские дороги (3+3) с единичными светофорами переходят в четырёхполосную дорогу в Люберцах с многочисленными светофорами и наземными пешеходными переходами.

Таблица сравнения двух участков одной и тоже де-факто вылетной магистрали (Рязанский проспект (Москва) > Лермонтовский проспект (Москва) > Октябрьский проспект (Люберцы)):

Сравнение технических характеристик Рязанского и Лермонтовского проспектов (г. Москва) с Октябрьским проспектом (г. Люберцы)
Сравнение технических характеристик Рязанского и Лермонтовского проспектов (г. Москва) с Октябрьским проспектом (г. Люберцы)

И это ещё не всё. Москва достраивает (подрядчик уже сейчас проектирует объект, после приступит к достройке) подземный пешеходный переход возле дома 2к1 по Лермонтовскому проспекту (-1 светофор).

В среднесрочной перспективе Москва построит эстакаду на пересечении Лермонтовского проспекта с Привольной улицей (-1 светофор) в рамках ТПУ "Лермонтовский проспект"

Слайд презентации ТПУ "Лермонтовский проспект" (ТПУ "Косино") от 2013 года. Эстакада по Лермонтовскому проспекту утверждена проектом планировки № 884-ПП от 15.12.2015 года.
Слайд презентации ТПУ "Лермонтовский проспект" (ТПУ "Косино") от 2013 года. Эстакада по Лермонтовскому проспекту утверждена проектом планировки № 884-ПП от 15.12.2015 года.

Ближе к м. Выхино на пересечении Рязанского проспекта с улицей Ташкентская и ул. Хлобыстова планируется автодорожный тоннель (-1 светофор). В итоге получаем бессветофорную дорогу от Выхина до границы Люберец с Москвой.

Положа руку на сердце, скажу я Вам, будет нелегко без развития Октябрьского проспекта или альтернативных решений. Поэтому плавно переходим обозревать сам проект реконструкции)

Проект реконструкции Октябрьского проспекта

Основой всей информации в статье — это откорректированный проект планировки «реконструкции линейного объекта капитального строительства – Октябрьского проспекта в городе Люберцы на участке граница города Москвы – Егорьевское шоссе», утвержденный Правительством Московской области 24.08.2021 года за № 704/28.

Для удобства изучения материала рекомендую открыть проект реконструкции Октябрьского проспекта на интерактивной карте:

О дороге кратко

Небольшое видео со схемой организация движения на Октябрьском проспекте от Инстраграм-канала @mylubertsy. Извиняюсь за качество, какое есть.

Весь проспект расширят, чтобы обеспечить непрерывные две полосы движения (2+2) по основному ходу дороги в каждую сторону прямо без необходимости перестроения из ряда в ряд на перекрёстках.

Для этого где-то расширят перекрёстки с дополнительными полосами для поворота налево/направо. На загруженных перекрёстках, и где позволяет место, построят локальные дублёры (боковые проезды). На них уберут остановки общественного транспорта с основного хода и примыкания других дорог, чтобы они не тормозили основной ход дороги.

К примеру, в районе пересечения с Комсомольским проспектом (Красной улицей*) с учётом боковых проездов, будет 10 полос движения. Из них 7 для движения прямо, другие две для поворота налево на Комсомольский проспект при движении со стороны Москвы, одна полоса для поворота направо при движении со стороны Октябрьского.

*Красная улица — короткая улица (~300 метров) между Комсомольским проспектом и Октябрьским проспектом.
В документах проектировщиков её просто называют Комсомольским проспектом.
Для удобства чтения и ориентации на карте подписываю её в скобках при упоминании Комсомольского проспекта.
Схема организация движения после реконструкции Октябрьского проспекта в районе пересечения с Комсомольским проспектом (Красной ул.) в Люберцах. Взята с форума Roads.ru.
Схема организация движения после реконструкции Октябрьского проспекта в районе пересечения с Комсомольским проспектом (Красной ул.) в Люберцах. Взята с форума Roads.ru.

Общее количество светофоров сократится с 14 до 9 за счёт отмены поворота налево на наименее популярных перекрёстках и ликвидации одного наземного пешеходного перехода.

Водителям предлагается проследовать до ближайшего разворота или проехать по параллельным улицам до ближайшего перекрёстка с Октябрьским проспектом, с которого можно будет выехать в нужную сторону.

Например, под путепроводом через Ж/Д-пути по Октябрьскому проспекту построят проезжую часть для разворота и проезда к ближайшим улицам (к Волковской и Котельнической).

Будущие развороты под Ж/Д-путепроводом по Октябрьскому проспекту.
Будущие развороты под Ж/Д-путепроводом по Октябрьскому проспекту.

Наземные пешеходные переходы с Октябрьского проспекта уберут совсем. Вместо них возведут 9 новых подземных пешеходных переходов и один существующий будет отремонтирован.

Остановки общественного транспорта передвинут поближе к будущим подземным пешеходным переходам.

Для пешеходов построят тротуары практически на всём протяжении дороги, включая локальные дублёры и новые проезды (как например, под путепроводом выше).

Скорость движения на основном ходе планируется поднять с 50 км/ч до 60 км/ч, на локальных дублёрах сделают 40 км/ч.

Эстакада в центре Люберец

Единственную двухуровневую развязку на всём протяжении Октябрьского проспекта возведут на пересечении с Комсомольским проспектом (Красной ул.) в самом центре Люберец.

Это будет четырёхполосная эстакада (по две полосы в одну стороны, 2+2) длиной ~600 метров. Она пройдёт от Комсомольского проспекта до улицы Смирновской.

Эстакада по Октябрьскому проспекту на пересечении с Комсомольским проспектом (Красной ул.)
Эстакада по Октябрьскому проспекту на пересечении с Комсомольским проспектом (Красной ул.)

Под эстакадой останутся два светофорных перекрёстка. Попасть на них можно через заезд на боковые проезды перед эстакадой. Для водителей ничего нового, так почти везде организовано в подэстакадном пространстве в Москве.

Этапы строительства

Дорога будет строиться в пять этапов. Это происходит из-за разной степени сложности объектов, объёмов работ на различных этапах.

Плюс, бюджет Московской области пока не может потянуть крупную стройку только в одном округе, когда в остальных местах тоже надо развивать транспортную инфраструктуру.

Схема этапов строительства Октябрьского проспекта.
Схема этапов строительства Октябрьского проспекта.

Этапы строительства Октябрьского проспекта:

  • 1 этап – от улицы Власова до путепровода через Ж/Д-пути. По этому титулу уже ведутся строительные работы (на интерактивной карте этап отмечен красным цветом). Предварительно, работы закончатся в 2024 году;
  • 2 этап – от путепровода через Ж/Д-пути до Егорьевского шоссе. Получено положительное заключение государственной экспертизы от 24.12.2018 года за №50-1-1-3-008493-2018;
  • 3 этап – от границы г. Москвы до 4-го Люберецкого проезда. Получено положительное заключение государственной экспертизы от 14.04.2021 года за №50-1-1-3-018291-2021;
  • 4 этап – от 4-го Люберецкого проезда до улицы Власова. Получено положительное заключение государственной экспертизы от 24.12.2018 года за №50-1-1-3-008564-2018;
  • 5 этап – реконструкция путепровода (расширение до 3-х полос в каждую сторону) через железную дорогу. Получено положительное заключение государственной экспертизы от 29.12.2018 года за №50-1-1-3-009558-2018.

Для реконструкции остальных участков Октябрьского проспекта практически всё готово =)

Остаётся только объявить конкурсы на строительно-монтажные работы на Государственных Закупках и параллельно начать изымать земельные участки для расширения проспекта.

Светофорные перекрёстки

На интерактивной карте обозначены меткой зеленого цвета с кругом внутри.

Всего остаётся 9 перекрёстков на Октябрьском проспекте вместо 13. Их перечень:

  1. Октябрьский проспект – улица Колхозная;
  2. Октябрьский проспект – 4-й Люберецкий проезд;
  3. Октябрьский проспект – улица Калинина;
  4. Октябрьский проспект – улица Власова;
  5. Октябрьский проспект (локальный дублёр)улица Красная/Комсомольский проспект (под эстакадой);
  6. Октябрьский проспект (локальный дублёр)улица Смирновская (под эстакадой);
  7. Октябрьский проспект – улица Хлебозаводская;
  8. Октябрьский проспект – улица Космонавтов;
  9. Октябрьский проспект – Егорьевское шоссе;

Ликвидируемые перекрёстки:

  1. Октябрьский проспект – Комсомольская улица;
  2. Октябрьский проспект – Волковский проезд;
  3. Октябрьский проспект – Больничный проезд;
  4. Октябрьский проспект – улица Строителей.

Подземные пешеходные переходы

На интерактивной карте обозначены фиолетовым цветом.

Всего на Октябрьском проспекте будет 10 подземных переходов, расположенных по следующим ориентирам:

  1. Возле жилого дома Октябрьский проспект, д. 9 и перекрёстка с 1-м Люберецким проездом (вблизи остановки НОТ «Платформа Ухтомская»);
  2. Возле жилого дома Октябрьский проспект, д. 25 и перекрёстка с 4-м Люберецким проездом (вблизи остановки НОТ «Ухтомская»);
  3. Возле жилого дома Октябрьский проспект, д. 53 и гимназии №43;
  4. Существующий подземник возле жилого дома Октябрьский проспект, д. 37. (вблизи остановки НОТ «Школа»);
  5. Возле ТРЦ Выходной (вблизи остановки НОТ «ТРЦ Выходной»);
  6. Под перекрёстком с Комсомольским проспектом (Красной ул.);
  7. Под перекрёстком со Смирновской улицей;
  8. Возле перекрёстка с Хлебозаводской улицей;
  9. Возле перекрёстка с Больничным проездом;
  10. Возле перекрёстка с улицей Космонавтов.

Перспективная развязка с Егорьевским шоссе

Схема перспективной развязки с Егорьевским шоссе.
Схема перспективной развязки с Егорьевским шоссе.

Проектом реконструкции Октябрьского проспекта предусмотрено строительство участка Егорьевского шоссе от Новорязанского шоссе до существующего участка Егорьевского шоссе, те. до перекрёстка с Октябрьским проспектом и Рязанским шоссе.

В перспективе над перекрёстком возведут эстакаду в створе Егорьевского шоссе. Под эстакадой в теле Октябрьского проспекта и Рязанского шоссе запланировано круговое движение.

Когда закончат реконструкцию Октябрьского проспекта?

Официальные медиа-службы Московской области говорят о завершении строительных работ на Октябрьском проспекте к июню 2025 году.

Скриншот новости о дате завершения работ по Октябрьскому проспекту с официального сайта Администрации городского округа Люберцы.
Скриншот новости о дате завершения работ по Октябрьскому проспекту с официального сайта Администрации городского округа Люберцы.

В контракте по 1-му этапу (эстакада) стоит дата завершения работ как 31 июля 2025 года.

Информация о выделении средств на реконструкцию Октябрьского проспекта I этап (строительство эстакады). Основной объём средств придётся на 2022 год.
Информация о выделении средств на реконструкцию Октябрьского проспекта I этап (строительство эстакады). Основной объём средств придётся на 2022 год.

Т.е. примерно к этому моменту стоит ждать окончания реконструкции, если не возникнут какие-либо незапланированные ситуации, которые оттягивают реконструкцию (перенос коммуникаций, изъятия недвижимости, отсутствие финансирования).

Итоги

Дорогие читатели, мы только что изучили очередной проект по реконструкции в Подмосковье дороги-продолжения московской вылетной магистрали (предыдущий был Проспект Юных Ленинцев в Подольске).

Хороший он или нет, нужный городу и другие вопросы предлагаю обсудить в комментариях.

Для меня спорный момент — это эстакада в центре города, ради которой изымут и снесут МакДональдс. Почему решили строить именно эстакаду, а не тоннель?

Может быть здесь проходит какая-нибудь серьёзная подземная коммуникация, связанная с Люберецкими очистными сооружениями (хотя на схемах водоотведения и водозабора при беглом просмотре не нашёл). Либо тоннель невозможно возвести из-за плохих грунтов.

С одной стороны, здесь чуть ли не единственный путепровод через Рязанское направление МЖД в Северные Люберцы и к ст. м. «Некрасовка».

Однополосный тоннель между Волковской ул. и Инициативной ул., с ограничением габарита 2.5 метров по высоте, полноценной альтернативой Комсомольскому проспекту назвать трудно. Остаётся только ехать на МКАД (перепробег ~4-10 км).

С другой стороны, Московская область умеет строить довольно дорогие развязки (пример – развязка Волоколамского шоссе с Ильинским шоссе в Красногорске за 11 млрд. рублей ещё по ценам 2018 года) и тоннели. Прямо сейчас в 2022 году ведутся строительные работы по тоннелю на ул. Туполева под площадью Громова в г. Жуковский.

Или можно было вовсе отказаться от двухуровневой развязки и провести новую дорогу от Смирновской улицы вдоль железнодорожных путей и путепровода до вышеупомянотого однополосного тоннеля у Войковской улицы. Так что тема с эстакадой остаётся открытой =)

Спасибо за прочтение статьи! Буду благодарен за оценку статьи и приглашаю подписаться на мой канал. Я рассказываю о развитии транспорта в Москве и Подмосковье :)

P.S. Предлагаю посмотреть видео от Vitaly_D как выглядил Октябрьский проспект в июле 2021 года, до разгара реконструкции проспекта: