Найти в Дзене
Сергей Ветров

Почему в России растут цены на автомобили

И что ждет покупателей в 2022 году Весь прошлый год российский авторынок переживал стресс: цены выросли, а машин было меньше, чем желающих их купить. Несмотря на все это, в 2021 продали больше машин, чем годом ранее. В этой статье мы разберемся, почему так произошло, кому стоит покупать новую машину, а кому лучше подождать. Что происходит с рынком автомобилей в России Новые автомобили в России в 2021 году, по данным разных аналитических агентств, подорожали примерно на 20—40%. «Автостат» пишет, что по итогам минувшего года средневзвешенная цена нового авто выросла на 20% и незначительно превысила 2 млн рублей. А с учетом дилерских наценок и допов покупатели ощутили рост на все 40%. При этом продажи за 2021 год подросли: по сравнению с 2020 годом удалось отыграть 4,3%. За прошлый год в России продали 1,7 млн новых легковушек. Ситуация начала исправляться во втором квартале, когда государство смягчило карантинные меры и люди смогли свободно передвигаться по своим городам.Автомо
Оглавление

И что ждет покупателей в 2022 году

Весь прошлый год российский авторынок переживал стресс: цены выросли, а машин было меньше, чем желающих их купить. Несмотря на все это, в 2021 продали больше машин, чем годом ранее. В этой статье мы разберемся, почему так произошло, кому стоит покупать новую машину, а кому лучше подождать.

Что происходит с рынком автомобилей в России

Новые автомобили в России в 2021 году, по данным разных аналитических агентств, подорожали примерно на 20—40%.

«Автостат» пишет, что по итогам минувшего года средневзвешенная цена нового авто выросла на 20% и незначительно превысила 2 млн рублей. А с учетом дилерских наценок и допов покупатели ощутили рост на все 40%.

При этом продажи за 2021 год подросли: по сравнению с 2020 годом удалось отыграть 4,3%. За прошлый год в России продали 1,7 млн новых легковушек. Ситуация начала исправляться во втором квартале, когда государство смягчило карантинные меры и люди смогли свободно передвигаться по своим городам.Автомобили с пробегом, по данным «Автостата», подорожали в среднем на 52%, или на 361 000 Р. Средняя цена выросла с 688 000 до 1 049 000 Р. Наиболее резкий скачок произошел под конец года: в ноябре цены поднялись на 6%, то есть примерно на 49 000 Р. В сентябре и октябре — на 4—5%.

Быстрее всего дорожали автомобили в возрасте от 3 до 7 лет, за год они выросли в цене на 30%. При этом многое зависит от конкретных моделей: пятилетняя Киа Спортейдж подорожала на 26%, а Шкода Октавия — на 19%. Так сильно машины не дорожали с кризисного 2014 года.

Причины роста цен на автомобили

Цены начали расти еще с конца 2014 — из-за падения курса рубля. Но 2020 год этот процесс подстегнул: из-за пандемии по всему миру остановились заводы производителей электронных чипов, полупроводников и других электронных компонентов. Вслед за ними временно встали конвейеры автозаводов.

Что за дефицит микрочипов

Микрочипы нужны для блоков управления двигателем, панели приборов, мультимедийной системы, трансмиссии и многих других систем. На чипах также работают компьютеры, смартфоны и прочая электроника.

Нехватка возникла из-за антиковидного локдауна: производство приостановили, а спрос на электронику, наоборот, подскочил. Это нарушило поставки и спровоцировало рост цен на автомобили и многие электронные устройства. Усугубил ситуацию пожар на японской фабрике Renesas в марте 2021 — это один из ключевых поставщиков микросхем. По этой причине мировой объем производства авто упал на 7%. Работу завода восстановили только летом.

Микросхем не хватает до сих пор, предприятия все еще не работают на полную мощность. Аналитики прогнозируют, что дефицит будет влиять на рынок электроники и автомобилей еще несколько лет.

В России чаще всего останавливали производство Лады Гранты — самой доступной и востребованной в стране модели. В 2019 за нее просили примерно 444 тысячи, а к июню 2021 года цена выросла до 559 900 Р.

Группа ГАЗ выкручивалась по-своему: временно выпускала некомплектные автомобили, а недостающую электронику предлагала установить, как только та будет доступна.

Как пандемия повлияла на продажи автомобилей

Дилеры в таких условиях потеряли в продажах. Потери они компенсировали за счет повышения доходности с каждой проданной машины. Продавцы в салонах навешивают на авто дополнительное оборудование, которое отдают по завышенной цене. В результате из-за каких-нибудь ковриков, камеры заднего вида, антикора и примитивной сигнализации за машину, которая стоит миллион, просят 1,3—1,5 млн.

Удорожание валют и инфляция также повлияли на ценообразование. В валюте, к примеру, расплачиваются за логистику и комплектующие. В 2021 году производители и импортеры закладывали курс доллара на уровне 72 Р, однако он превысил отметку в 77 Р — и это ощутимо повлияло на издержки автоконцернов.

Обзор рынка автомобилей за 2021 год

В 2021 году авторынок подрос относительно 2020, но само это сравнение не совсем корректно. Первый год пандемии больно ударил по автомобильной сфере: в 2020 году рынок упал сразу на 9,1%, тогда как в 2019 — на 2,3%. В последний раз он рос в 2018 году. Получается, что положительная динамика прошлого года обусловлена лишь низкой базой для сравнения.

В наиболее выгодном положении в 2021 году оказались авто массового сегмента. Самыми популярными по типу кузова стали седаны, за ними шли кроссоверы и хэтчбэки.

Когда автовладелец продает свою машину, он обычно собирается купить что-нибудь другое. Он смотрит, как растут цены на новые авто, и либо выставляет свое подороже, либо вовсе отказывается от затеи с продажей, что сокращает объем вторичного рынка. Средний срок владения автомобилем в России в 2020 году достиг максимального значения — 4,8 года, по оценкам агентства «Автостат». 10 лет назад он составлял 3,7 года.

Спрос продолжает расти, а это главный драйвер на вторичке: многие решили не откладывать покупку машины, поскольку боялись повышения цен. В 2021 году россияне купили 6,06 млн машин с пробегом — это на 25% больше, чем в 2020. Сейчас покупают даже неликвид. Все приличное с ценой до миллиона сразу забирают перекупы. Так цены на авто с пробегом растут быстрее, чем на новые.

Как купить подержанный автомобиль

Что повлияет на цены автомобилей в 2022 году

В первые недели января 2022 года произошло традиционное повышение цен на новые машины — из-за одной только инфляции их стоимость проиндексировали в среднем на 3%, а на отдельные модели — сразу на 20%. Лада Гранта подорожала на 11 000 Р, Веста — на 27 000 Р, Шкода Рапид — на 24 000 Р, а Мазда 6 — на 28 000 Р.

Цены на автомобили из наличия остались прежними — и это мы говорим о машинах 2021 года выпуска, которые в обычное время отдавали бы с большой скидкой. Новое подорожание провоцируют те же причины, что и в прошлом году.

Инфляция и дефицит микрочипов никуда не исчезнут. За время пандемии производителям чипов стало выгоднее поставлять их для гаджетов и бытовой техники, а не для автопрома. Поэтому изменение цен будет зависеть в том числе от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие еще сбои произойдут в дальнейшем.

Проблемы с металлом. Осенью прошлого года цена алюминия обновила максимум с 2008 года, многие эксперты ожидают сохранения этого тренда в 2022 году. Подорожала и сталь, причем даже российские металлурги могут поднять цены на нее как минимум на 20%.

На какую машину вы накопите за год

Политика дилеров вряд ли смягчится. В момент дефицита обязательным условием покупки машины стали кредиты, страховка и другие допуслуги. Однако дилерскими наценками уже заинтересовались власти: Минпромторг планирует ограничить наценку автодилеров на новые машины — максимум 10%. Впрочем, закреплять эту идею нормативно пока никто не собирается.

Подорожала логистика — за счет роста цен на топливо. Также не до конца понятно, как государство будет поддерживать автопром в 2022 году. Факторов еще много, но большая их часть провоцирует стагнационные процессы на авторынке.

Стоит ли ждать стабилизации авторынка

Цены вряд ли снизятся, даже если ситуация с микрочипами и металлом придет в норму, а заводы начнут работать в нормальном режиме. Аналитики агентства Russian Automotive Market Research прогнозируют три сценария развития ситуации в 2022 году:

  1. Базовый — дефицит машин продолжится как минимум до середины следующего года. Продажи снизятся на 1,28% и составят 1,5 млн легковых машин.
  2. Пессимистичный — продажи легковых автомобилей упадут на 2,59%, до 1,48 млн.
  3. Оптимистичный — продажи подрастут на 1,87%, примерно до 1,5 млн машин.

Реализация того или иного сценария будет зависеть от волн пандемии и от того, как долго еще продлится дефицит авто. Однако при любом исходе прогнозируют постепенный рост цен в пределах 8—10%. Наибольший скачок придется на второй квартал 2022 года.

Как сэкономить на покупке машины

В 2021 году покупатели машин паниковали. Они приходили к дилерам, потому что «завтра машина будет стоить еще дороже», — так им говорили знакомые, блогеры на «Ютубе» и, конечно же, представители дилеров. Поэтому к дефициту машин добавился повышенный спрос.

Сначала перестали давать скидки на машины, потом — отдавать их без допов на 100 000 Р. К концу года набор допов не изменился, но сильно изменилась цена: теперь даже неопытный автолюбитель чувствует, что это грубая и неприкрытая наценка за право забрать автомобиль из наличия. Вот что мы посоветуем.

Присмотритесь к машине, которой уже владеете. Особенно это касается технически несложных, массовых моделей с недорогими запчастями. Такие машины тоже сильно подорожали.

В 2019 не было смысла красить ржавую арку, менять затертую фару или цепь ГРМ, но сейчас это экономически оправданно — обслужите, отремонтируйте, подкрасьте. Не стоит менять машину просто потому, что ее вот-вот снимут с гарантии или она надоела.

Иногда кажется, что машина постоянно ломается, но и тут есть выход. Если для ремонта вам рекомендуют дешевые китайские запчасти, перейдите хотя бы на хороший неоригинал: вот увидите, машина будет ломаться гораздо реже. Вполне возможно, стоит обратиться за ремонтом или обслуживанием к другим специалистам.

Попытайте счастья в онлайн-шоурумах — например, такие есть у «Хендай» и «Дженезис». Затея очень хлопотная, машину ловить придется долго. Скорее всего, не получится выбрать цвет и комплектацию, но это лучше и выгоднее, чем брать что-то у дилера с допами на несколько сотен тысяч рублей. Другие марки тоже продают машины онлайн, но с допами — покупать в сети немецкий, французский или даже отечественный автомобиль пока что не выгоднее, чем в салоне.

Дальше будут советы для тех, кому все-таки придется пойти к дилеру.

Поищите новую машину в другом городе, даже если за ней надо будет лететь на самолете или ехать на поезде. Что бы ни говорили менеджеры дилеров Москвы и Санкт-Петербурга, условия везде разные. Скидок не будет, без допов не обойтись, но их будет меньше, а с кредитом и навязанными банковскими продуктами будет попроще.

Как я заказал машину из Японии

Дождитесь машин 2022 года выпуска. Машины 2021 года продают по той же цене и с теми же допами, что в ноябре и декабре. В такой ситуации лучше немного подождать и взять машину 2022 года.

Вариант «заказать и подождать» часто не работает: все больше покупателей заявляют, что им не отдают заказанные машины без допов.

Рост продаж показали китайские марки: их производители не были так подвержены влиянию общего дефицита микрочипов, а для покупателей преимуществом стала их относительная дешевизна, дизайн и позитивные изменения в плане качества.

В 2021 году в 1,6 раза выросли продажи китайских электромобилей, в выгодном положении также оказались независимые китайские бренды. В отличие от совместных предприятий вроде SAIC Volkswagen, FAW Volkswagen, FAW Mazda и Dongfeng Honda, они быстро подстроились под ситуацию и наладили поставки полупроводников с внутреннего рынка Китая. В результате на рынке нет дефицита новых китайских автомобилей: в 2021 году в России продали больше автомобилей Джили, Чери и Хавейл, чем когда бы то ни было.

Самые подорожавшие автомобили 2021 года

За прошедшие 12 месяцев сильнее всего подорожали премиальные бренды — в среднем на 11,9%. Серьезно подорожали авто не самых массовых в России марок: Джип и Дунфэн — на 18%, Дженезис — на 17%, Мини и Кадиллак — на 16%.

Масс-маркет прибавил 10,5%. Ценники на модели Лады в течение года переписывали семь раз, цена выросла на 15%. Продукция УАЗа тоже подорожала на 15%. Для сравнения: Киа, Шкоды и Фольксвагены подорожали на 13%. Но все это справедливо, если смотреть только на рекомендуемую розничную цену без дополнительного оборудования дилера, по которой машину не купить.

Рост цен на самые продаваемые в России автомобили с учетом стоимости дополнительного оборудования

Модель Декабрь 2020 Декабрь 2021 Динамика Киа Спортейдж 1 958 055 Р 2 801 189 Р 43% Рено Дастер 1 263 293 Р 1 647 579 Р 30% Киа Рио 1 200 194 Р 1 547 783 Р 29% Мазда CX-5 2 502 180 Р 3 231 944 Р 29% Шкода Рапид 1 133 574 Р 1 437 153 Р 27% Хендай Крета 1 481 543 Р 1 866 068 Р 26% Мицубиси Аутлендер 2 178 759 Р 2 608 670 Р 20% Тойота RAV4 2 685 688 Р 3 199 795 Р 19% Ниссан Икс-трейл 2 352 000 Р 2 776 258 Р 18% Тойота Камри 2 558 048 Р 3 006 665 Р 18%

Самые дешевые автомобили 2021 года

Вряд ли уместно искать «дешевый новый автомобиль»: даже за самые простые модели в базовой комплектации просят приличные суммы. Тем, кто ищет бюджетную машину из салона, приходится отказываться от самого необходимого или даже экономить на безопасности.

Почти половина спроса пришлась на внедорожники. В 2021 году самой недорогой в этом сегменте в России по-прежнему оставалась Лада, только теперь она называется не просто 4 × 4, а Нива Ледженд. Следом по популярности шли Хендаи и Рено, продажи которых выросли на 2%.

Рост цен на самые доступные автомобили в базовой комплектации, по материалам «Автоньюс»

Модель Январь 2021 Декабрь 2021 Динамика Лада Веста От 606 900 Р От 835 900 Р 38% Рено Сандеро От 697 000 Р От 869 000 Р 25% Лада Гранта От 499 000 Р От 587 900 Р 18% Шкода Рапид От 872 000 Р От 1 020 000 Р 17% Фольксваген Поло От 885 000 Р От 1 033 000 Р 17% Лада Икс-рей От 690 900 Р От 802 900 Р 16% Шевроле Нексия От 744 400 Р От 850 900 Р 14% Хендай Солярис От 815 000 Р От 920 000 Р 13% Лада Нива Ледженд От 629 000 Р От 693 900 Р 10%

Анализ вторичного рынка автомобилей

Вторичный рынок перенял многие изменения рынка новых машин. Все, что повлияло на подорожание новых машин, привело к росту цен и на авто с пробегом.

Если в 2019 году на «Авито» можно было встретить неплохой Форд Фокус первого поколения за 250 000 Р, то сегодня за эти деньги можно рассчитывать только на Хендай Акцент.Когда автовладелец продает свою машину, он обычно собирается купить что-нибудь другое. Он смотрит, как растут цены на новые авто, и либо выставляет свое подороже, либо вовсе отказывается от затеи с продажей, что сокращает объем вторичного рынка. Средний срок владения автомобилем в России в 2020 году достиг максимального значения — 4,8 года, по оценкам агентства «Автостат». 10 лет назад он составлял 3,7 года.

Спрос продолжает расти, а это главный драйвер на вторичке: многие решили не откладывать покупку машины, поскольку боялись повышения цен. В 2021 году россияне купили 6,06 млн машин с пробегом — это на 25% больше, чем в 2020. Сейчас покупают даже неликвид. Все приличное с ценой до миллиона сразу забирают перекупы. Так цены на авто с пробегом растут быстрее, чем на новые.

-2

Что повлияет на цены автомобилей в 2022 году

В первые недели января 2022 года произошло традиционное повышение цен на новые машины — из-за одной только инфляции их стоимость проиндексировали в среднем на 3%, а на отдельные модели — сразу на 20%. Лада Гранта подорожала на 11 000 Р, Веста — на 27 000 Р, Шкода Рапид — на 24 000 Р, а Мазда 6 — на 28 000 Р.

Цены на автомобили из наличия остались прежними — и это мы говорим о машинах 2021 года выпуска, которые в обычное время отдавали бы с большой скидкой. Новое подорожание провоцируют те же причины, что и в прошлом году.

Инфляция и дефицит микрочипов никуда не исчезнут. За время пандемии производителям чипов стало выгоднее поставлять их для гаджетов и бытовой техники, а не для автопрома. Поэтому изменение цен будет зависеть в том числе от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие еще сбои произойдут в дальнейшем.

Проблемы с металлом. Осенью прошлого года цена алюминия обновила максимум с 2008 года, многие эксперты ожидают сохранения этого тренда в 2022 году. Подорожала и сталь, причем даже российские металлурги могут поднять цены на нее как минимум на 20%.

-3

Политика дилеров вряд ли смягчится. В момент дефицита обязательным условием покупки машины стали кредиты, страховка и другие допуслуги. Однако дилерскими наценками уже заинтересовались власти: Минпромторг планирует ограничить наценку автодилеров на новые машины — максимум 10%. Впрочем, закреплять эту идею нормативно пока никто не собирается.

Подорожала логистика — за счет роста цен на топливо. Также не до конца понятно, как государство будет поддерживать автопром в 2022 году. Факторов еще много, но большая их часть провоцирует стагнационные процессы на авторынке.

Стоит ли ждать стабилизации авторынка

Цены вряд ли снизятся, даже если ситуация с микрочипами и металлом придет в норму, а заводы начнут работать в нормальном режиме. Аналитики агентства Russian Automotive Market Research прогнозируют три сценария развития ситуации в 2022 году:

  1. Базовый — дефицит машин продолжится как минимум до середины следующего года. Продажи снизятся на 1,28% и составят 1,5 млн легковых машин.
  2. Пессимистичный — продажи легковых автомобилей упадут на 2,59%, до 1,48 млн.
  3. Оптимистичный — продажи подрастут на 1,87%, примерно до 1,5 млн машин.

Реализация того или иного сценария будет зависеть от волн пандемии и от того, как долго еще продлится дефицит авто. Однако при любом исходе прогнозируют постепенный рост цен в пределах 8—10%. Наибольший скачок придется на второй квартал 2022 года.

Как сэкономить на покупке машины

В 2021 году покупатели машин паниковали. Они приходили к дилерам, потому что «завтра машина будет стоить еще дороже», — так им говорили знакомые, блогеры на «Ютубе» и, конечно же, представители дилеров. Поэтому к дефициту машин добавился повышенный спрос.

Сначала перестали давать скидки на машины, потом — отдавать их без допов на 100 000 Р. К концу года набор допов не изменился, но сильно изменилась цена: теперь даже неопытный автолюбитель чувствует, что это грубая и неприкрытая наценка за право забрать автомобиль из наличия. Вот что мы посоветуем.

Присмотритесь к машине, которой уже владеете. Особенно это касается технически несложных, массовых моделей с недорогими запчастями. Такие машины тоже сильно подорожали.

В 2019 не было смысла красить ржавую арку, менять затертую фару или цепь ГРМ, но сейчас это экономически оправданно — обслужите, отремонтируйте, подкрасьте. Не стоит менять машину просто потому, что ее вот-вот снимут с гарантии или она надоела.

Иногда кажется, что машина постоянно ломается, но и тут есть выход. Если для ремонта вам рекомендуют дешевые китайские запчасти, перейдите хотя бы на хороший неоригинал: вот увидите, машина будет ломаться гораздо реже. Вполне возможно, стоит обратиться за ремонтом или обслуживанием к другим специалистам.

-4

Попытайте счастья в онлайн-шоурумах — например, такие есть у «Хендай» и «Дженезис». Затея очень хлопотная, машину ловить придется долго. Скорее всего, не получится выбрать цвет и комплектацию, но это лучше и выгоднее, чем брать что-то у дилера с допами на несколько сотен тысяч рублей. Другие марки тоже продают машины онлайн, но с допами — покупать в сети немецкий, французский или даже отечественный автомобиль пока что не выгоднее, чем в салоне.

Дальше будут советы для тех, кому все-таки придется пойти к дилеру.

Поищите новую машину в другом городе, даже если за ней надо будет лететь на самолете или ехать на поезде. Что бы ни говорили менеджеры дилеров Москвы и Санкт-Петербурга, условия везде разные. Скидок не будет, без допов не обойтись, но их будет меньше, а с кредитом и навязанными банковскими продуктами будет попроще.

Дождитесь машин 2022 года выпуска. Машины 2021 года продают по той же цене и с теми же допами, что в ноябре и декабре. В такой ситуации лучше немного подождать и взять машину 2022 года.

Вариант «заказать и подождать» часто не работает: все больше покупателей заявляют, что им не отдают заказанные машины без допов.