Найти тему
Лекторий Dостоевский

Социальные лифты Российской империи

На нашем канале есть ролик об Александре Сергеевиче Пушкине, том поэте, которого пытаются записать то в декабристы, то в негры, и который "наше все".

Все читали в школе его произведения, знакомы немного с его биографией, но сегодня хотелось бы обратить внимание на одно из его произведений, которое редко вспоминают - "Моя родословная".

Это такой памфлет, где Пушкин, с одной стороны, бережно разбирает свою родословную, а с другой - безбожно потешается на российским служилым дворянством, настолько, что Николай I просил не распространять это из-за желчности.

Начинает Александр Сергеевич с того, что отвергает "обвинения" некоторых товарищей в свой адрес, что он-де аристократ, и называет себя мещанином.

Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,

Но если присмотреться, то он отрицает свою принадлежность именно к служилой аристократии, потому как далее он все же поминает, что его род - из столбовых бояр. Бояр, не дворян, а таких в империи оставалось мало. А кто же были остальные? А остальные были дворянами служилыми, то есть получившими чин за службу, за работу.

Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.

Здесь Пушкин потешается над очень известными людьми. Блинами торговал А. Д. Меншиков, ближайший сотрудник Петра I; правнук его, А. С. Меншиков, был начальником главного морского штаба, членом Государственного Совета. Ваксил царские сапоги граф П. П. Кутайсов, бывший камердинером Павла I; сын его, П. И. Кутайсов — сенатор. Пел с придворными дьячками граф А. Г. Разумовский, взятый императрицей Елизаветой Петровной в любовники из простых певчих, племянник его был министром народного просвещения. Прыгнул из хохлов в князья А. А. Безбородко, сын малороссийского генерального писаря; он был возвышен Екатериной II, которая присвоила ему сперва графское достоинство, а затем и титул светлейшего князя.

Но это редкие особенные личности, Пушкин же также четко проводит черту между собой и обычным служилым людом, когда пишет, что он не офицер и не асессор, а это, между прочим, два основных социальных лифта империи - военная и гражданская служба. Сложились они во времена Петра I, когда была принята табель о рангах (а вот этих графьев из предыдущего абзаца наверх вывели мимо нее). О ней часто забывают, когда говорят о XVIII веке, потому что из этого периода со школьных времен запомнились лишь любовники Екатерины, немцы на службе и притеснения крестьян. А табель, между тем, не только помогла избавиться от боярской оппозиции центральной власти, но и выполняла свои основные функции - продвижение по социальной лестнице.

Тут можно вспомнить семью Ленина Владимира Ильича. Дед его был крепостным крестьянином, но смог заняться бизнесом - стал портным. А уже когда его сын, отец Ленина, получил образование и поступил на службу, он смог самолично, не за несколько поколений, а сам - дослужиться до 4 класса по табели, а это - потомственное дворянство.

Пушкин же был не из табельных, его род куда древнее.

Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.

В этом плане довольно забавно, когда его изображают потомком негра и борцом за свободу простого народа - такой BLM активист XIX века. Впрочем и на эту тему он пошутил. Шутки о его негритянском происхождении водились еще при его жизни, и в ответ он подкалывает критика Булгарина, в чьем журнале они бытовали - Булгарин был женат на девушке из публичного дома, так что как бы не ему говорить о родословной. А то, что в роду Пушкиных где-то затесался потомок эфиопского князя, отнюдь не мешало впоследствии Романовым выдать за его внучку внука Николая I - по знатности подходили. Но суть этого стихотворения в том, что будучи из знатного боярского рода, Пушкин припоминает власти те разгромы, которые она не раз устраивала русской боярской знати, для которой социальные лифты, можно сказать, поехали вниз.

Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/

📚 Instagram: https://www.instagram.com/dostoevsky....

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 FB: https://www.facebook.com/dostoevsky.l...

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

#достоверно #литература #русская литература #пушкин #александр сергеевич пушкин #александр пушкин #а.с. пушкин