В начале 20 века в Италии существовала группа «сумеречных» поэтов, так называемых «Poeti Crepuscolari». Они воспевали простую, мирную жизнь, медленное течение дней, почитали традиции, отвергая модернистские течения в искусстве. Меланхолия провинциальной жизни, похожая на тихие монастырские сады или парки вилл, где скамейки обветшали от времени, обыденные вещи — вот то пространство, в котором пребывали поэты, «желавшие спрятаться от чужих глаз, чтобы не показаться плачущими».
Один из первых сумеречных поэтов, Коррадо Говони, писал: «Мне всегда нравились грустные вещи — бродячие музыканты, любовные песни, которые поют старики в кабаках, монашеские молитвы, меланхолическая осень, полная расставаний, весна в пансионах, почти пугающая, звон колокола, церкви, где равнодушно оплывают свечи, песни пустынных улиц, где растет трава, вся печаль религии, любви, страдания».
Микеле Касшелу, известного и любимого в Италии первой половины 20 века художника, критики в один голос называют «сумеречным», но лишь за неизменную привязанность к обыденности.
Он был основательно подзабыт, отодвинут на второй план до недавнего времени, потому что считался слишком понятным, а потому не интеллектуальным, скорее коммерческим художником, чьи работы были «слишком уж пронизаны цветом, слишком безмятежны».
Микеле Касшела родился в 1892 году в городке Ортона провинции Кьети. Его отец Базилио, самоучка, талантливый художник, гравер и литограф, в 1895 году получил интересное предложение от муниципального совета Пескары (столицы одноименной провинции). Базилио был предложен участок земли для строительства литографической мастерской и художественной школы. В том же году он перевез свою большую, типично итальянскую семью: жену, семерых детей, отца и двух незамужних сестер из Ортоны в Пескару.
Мастерская процветала, став привлекательной для многих молодых художников, а со временем при ней образовался и литературный кружок тех самых «сумеречных» поэтов.
Лишь Микеле нечем было поначалу порадовать отца.
«Я был плохим учеником. В пятом классе учитель назвал меня мальчиком, витающим в облаках. А позже, через год, профессор рисования при полном классе пристыдил меня, заявил, что я чучело, не умеющее держать карандаш в руке».
Тем не менее, Микеле Касшела считал этот выговор одной из немногих важных вех в своей творческой карьере, ведь сам он искренне желал стать художником. Первым настоящим его учителем стал отец. Бросив школу, Микеле устроился в его мастерскую, где поначалу копировал «большие глаза, большие носы, большие рты, которые отец спроектировал специально, чтобы я мог практиковаться», а, позже, работы Леонардо и Боттичелли. Базилио, показывая сыну краски и кисти, сказал, что он узнает, что такое живопись, в тот день, когда сможет рисовать воздух. Микеле никогда этого не забывал.
«Я начал постигать истинный смысл его уроков, его образа жизни и делать искусство своим... Копируя фрукт, цветок, бабочку я понял, что моя работа имеет чрезвычайно логическую цель».
Со временем Микеле и его брат Томмазо, следуя указаниям отца, начали изучать окрестности – берега реки реки Пескара и окружающие холмы, чтобы научиться понимать и интерпретировать язык природы.
Вместе с Томмазо, при содействии отца, Микеле Касшела уже в 1907 году провел свою первую выставку «Famiglia Artistica» в Милане. Ему было всего 15 лет, что послужило темой для обсуждения критиками «художников-вундеркиндов».
В 1909 году, снова с Томмазо, он впервые выставился Галерее Друэ в Париже.
Так началась его долгая, пестрая, как и его картины, творческая жизнь.
В 1915 году, в начале Первой мировой войны, художник отправился на фронт, но не переставал заниматься живописью, зарисовывая моменты жизни солдат.
После войны Касшела поселился в Милане, а в 1928 году состоялась его первая поездка «для себя» в Париж, хотя он уже провел там несколько выставок и также выставлялся в Брюсселе. После этой поездки художник начал считать Париж своим вторым домом, ведь жизнь во Франции напоминала ему некоторые районы Италии. В самой Франции его называли «итальянским Утрилло».
В 1938 году он поселился в Портофино, месте, которое стало источником вдохновения для всех его поздних работ. После Второй мировой войны Касшела часто выставлялся за границей: во Франции, в Южной Америке, в США.
Но неизменными оставались сюжеты его картин - поля пшеницы, паруса на ветру, маки и циннии, сосны, цветущие луга и скромные домики среди деревьев.
Талантливый литограф, он работал так же пастелью, акварелью, маслом. Живопись Микеле Касшелы нарочито проста, традиционна, как мир, в котором он родился и жил. Она яркая, солнечная, понимающая, кажется, саму суть природы, ведь в ней, по словам искусствоведа Витторио Сгарби, «море всегда похоже на море, а цветок – на цветок».
Обложка: "Портофино". Масло, холст. Источник: https://www.santagostinoaste.it/opere/cascella-michele-portofino-met-anni-60-140-608.asp
В названии статьи цитируется художник Джорджо де Кирико, которого восхищал в творчестве Касшелы «поэтический реализм, обнаруживаемый прежде всего в пейзажах».
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.