Коллекция оружия и доспехов в Оружейной палате Московского Кремля
Две тысячи двадцать второй - возможно последний год, когда все музеи России в распоряжении россиян, а ни китайцев и иностранцев. Грех не использовать это время для того, что бы посмотреть то, что раньше увидеть можно было только в окружении таких же туристов, как и ты, а не в пустых залах как в эти дни. А сейчас красота - нет никого, можно свободно всё посмотреть, не втираясь между туристическими группами с экскурсоводами. Оружейная палата Московского Кремля - одно из таких легендарных мест, о котором все слышали, но где были только вместе со школьной экскурсией. Время восстановить в памяти. Тем более, что в Оружейной палате собраны коллекции, которые могут заинтересовать и техногиков, и интересующихся военной историей.
Автору в дополнение к основной теме канала - истории боевой техники Первой мировой войны, хотелось рассказывать и о том, что можно реально увидеть в музеях и не только, связанное с военной историей. Сейчас стало понятно, что основная тема затянется даже в оптимистичном случае ещё года на два, учитывая, что 2,5 года уже прошло и новая тема может не получить шансов. Кроме "отчетов" об выставках Форум Армия и МАКС особенно удачными материалы, в которых пытался рассказывать только о технике и оружии Первой мировой в музеях, не получились. Сейчас идея рассказывать о том, что видел сам, и что может натолкнуть читателей повторить мой опыт, мигрировала в "Субботний культпоход". Всё все равно будет вращаться вокруг военной и не военной техники, но не будет связано ограничениями. Раз в неделю по субботам читайте специальные выпуски канала о том, что можно увидеть своими глазами: музеи, фортификация, поля битв, книги и памятники - всё что увидели глаза автора и о чём захотелось рассказать и показать.
Коллекция Оружейном палаты в понимании широкой публики связана больше с коронными драгоценностями и изделиями ювелирного искусства. Но Оружейная палата, на то и "Оружейная", что бы иметь коллекцию оружия и доспехов. Два зала - 3 и 4 на втором этаже, в которых сконцентрированы военные экспонаты, несмотря на свои относительно небольшие размеры, насыщены оружием и доспехами с богатейшей историей. Основные экспонаты посвящены русской военной истории 16-17 веков, которую можно смело назвать "потерянной". В советское время тема войн, которые вела Россия в это время, была совсем не популярной. С одной стороны это время "прогнившего допетровского" монархизма, который стоило выбросить на свалку истории, с другой стороны именно в эти годы Россия вела наступательные захватнические войны на территории нынешней России и будущих республик СССР, что также не соответствовала образу "мирного социалистического интернационального" общества. Военная история России словно развалилась на две части - до конца правления Ивана Великого и с начала правления Петра Великого. Что происходило между двумя Великими с небольшим прояснением в Смутное время скрыто за завесой истории. Последнее время появились интересные публикации в книжных сериях "Ратное дело" и "Лучшие воины в истории". Но книги эти не дешевые, и не тиражные. Материальных свидетельств этого времени ещё меньше чем книг. Вот так получилось, что самая большая и самая интересная коллекция русского оружия и брони этого времени хранится в Оружейной палате в Московском Кремле. В этой публикации больше внимания будет уделено доспехам, чем самому оружию, которое и больше представлено в других музеях, и просто больше сохранилось, тем более что и холодное, и огнестрельное оружие - это просто отдельные и очень большие пласты истории. Ну и сам канал больше посвящён броне в самых разных её ипостасях, чем оружию, которое на этой броне применялось. Прошу извинить за лонгрид и иногда проскакивающую википедичность теста.
Все фотографии, приведённые в публикации, сделаны автором. Фотографии из Оружейной палаты сделаны в январе 2022 года, остальные в ГИМ и на выставках в разное время. Под каждой фотографии расположены и другие, крутите карусельки, там много интересного. Этот канал является некоммерческим, все фотографии и материалы используются только в информационных и познавательных целях
Фотоэкскурсию по материальной культуре российского воинства начнём с наверно самого известного в широких кругах экспоната - так называемого "Шлема Ярослава Всеволодовича". Если со времен 15-17 веков сохранилось мало, то что можно говорить о ранней русской истории - 12-14 веках. Экспонаты этого времени вообще единичны и "Шлем князя Ярослава Всеволодовича" самый выдающийся из них. Реконструкцию этого шлема использовали для изготовления копии шлема Александра Невского для съёмок в фильме Сергей Эйзенштейна и Дмитрия Васильева 1938-го года, да и вообще именно с находки этой реликвии началось регулярное изучение русского доспеха. В конце прошлого года в мастерских Оружейной палаты была закончена новая реставрация шлема, в ходе которой канонический облик немного изменился, после создания компьютерной модели полностью реконструированная форма шлема стала менее высокой и более скругленной, по сравнению с своим более ранним образом, копию которого можно видеть в ГИМ. Уже в новом виде шлем был показан на выставке «Александр Невский. Имя, символ, легенда» в Оружейной палате с начала декабря 2021 года После выставки возможно экспонат вернётся в основную экспозицию, а в ГИМ на Красной площади можно по прежнему будет посмотреть гальванокопию этого шлема, сделанную в 1909-м году.
Шлем Ярослава Всеволодовича скорее всего был сделан во второй половине 12 века, возможно для сына Юрия Долгорукого Мстислава, а к отцу Александра Невского попал по наследству. Принадлежность шлема княжеской династии вообще и к Ярославу Всеволодовичу конечно условная и основывается на линии на карте, которую можно провести между местом Липицкой битвы между новгородцами и смолянами с одной стороны и Всеволодовичами с другой стороны в 1216-м году и Переславлем. Ярослав Всеволодович бросил своих союзников и, загоняя коней, после вдребезги проигранной междоусобной битвы сбежал в столицу удела, куда приехал в одной рубахе без оружия и доспехов. Поэтому найденный вместе со свернутой кольчугой в 1808-м году шлем с надписью "Великий архистратиг Господень Михаил, помоги рабу своему Феодору" был приписан и уже навсегда отцу Александра Невского и будущему первому русскому Великому князю, получившему ярлык на правление от монгольского хана Батыя, Ярославу эта стальная шапка приписывается ещё и потому, что у него крестильное имя, как впрочем и у Мстислава Юрьевича, было Фёдор, как и упоминается в надписи на шлеме.
Следующий по времени происхождения и ещё более загадочный экспонат - конусовидный шлем "Шапка греческая с Деисусом". Железный шлем весом 2365 грамм с насечкой золотом и серебром считается произведенным в Византии в 13-м - 14-м веках. Современные исследования говорят что более вероятно, что 14-го. По очередному преданию Оружейной палаты именно это боевое наголовье принадлежало "нашему всему" Александру Невскому. Кроме качества выделки и ювелирной работы с насечкой можно обратить внимание на навершие с отверстием для крепления "яловчиков" или "еловцов" - цветных шнуров или кусков материи, как было принято и в Византийской империи и потом позднее у арабских и мусульманских воинов. В великокняжескую казну шлем мог попасть как подарок византийского императора или патриарха, но вот в какому из князей первому уже скорее всего не узнать.
Со времен вхождения русских земель в империю монголов не осталось ничего, более поздние сохранившиеся доспехи уже относятся к середине 16-го века. Самая старая из них кольчуга князя Петра Ивановича Шуйского, изготовленная в 1542-1564, в комплексе со шлемом 16-го века. Если принадлежность князю Шуйскому сомнения не вызывает, так как именно после его смерти она появилась в государевой казне, то приписывание этой кольчуги к атаману Ермаку так же относится к легендам музея. В соответствии с легендой именно эту кольчугу пожаловал Иван Грозный атаману Ермаку за победу над сибирскими татарами и которая после длительных странствий по Сибири вернулась в Москву. Бронь достаточно стандартная, плетение "на гвоздь" кольчуги одинарное, то есть каждое кольцо скрепляет собой четыре соседних кольца. Все кольца в кольчуге клепаные. Это единственная сохранившаяся русская кольчуга, которая имеет надпись о своей принадлежности - князю Петру Шуйскому на одной из "мишений" на правой стороне. Сам князь Пётр Шуйский был во времена Ивана Грозного видным воеводой, дослужился до первого воеводы передового полка и должности казанского наместника в 1553-1557 годах. Дальнейшее повышение до максимально возможного в царской армии - воеводы Большого полка стало для князя роковым. После неудачного сражения при Чашниках в ходе Ливонской войны, в котором 26 января 1564 года московские войска были разбиты частями Великого Княжества Литовского под командованием Николая Радзивила, воевода, потеряв коня, был убит при отступлении. Радзивил привёз прах Шуйского в Вильно, где тот и был с почестями похоронен.
Кроме овального зала, в котором размещена экспозиция русского оружия, к военной части экспозиции Оружейной палаты относятся и три отдельных стенда с иранским, турецким и европейским оружием. Отношением к ним получается слишком простое: "Ну мало ли мы не видели такого? Вон в Эрмитаже какой отдел турецкого оружия шикарный." Да в Эрмитаже, да и в некоторых европейских музеях, например в Вене и Дрездене отличные турецкие коллекции. Но если в Санкт-Петербурге и Дрездене оружие и доспехи взяты "от турков" (или "турок"), то в Оружейной палате Кремля большинство экспонатов турецкой и иранской экспозиций - "русские", то есть имеют чаще всего прямое отношение к персонажам и самой русской истории. Поэтому наш дальнейший рассказ будет немного дерганным между разными витринами, что бы соблюсти хоть некую временную последовательность.
Существенную часть экспонируемых доспехов и оружия из 16-го века в иранской и турецкой частях составляют реликвии, которые попали в царскую казну из комплекта вооружения князя Федора Мстиславского. Шлем-шишак, принадлежавший князю Милославскому вместе с шикарными наручами, откованными в том же стиле, был после его смерти, вместе с другими ценностями семьи передан в хранилище царя. Название "шишак", как и многие другие название элементов доспехов в русском языке, произошло от тюркского çiçak, шлем мамлюков представлял из себя полусферической формы шапку с возвышением на макушке и навершием. В русской традиции конца 16-го - 17-го веков под "шишаком" чаще всего понимается сфероконический шлем. Считается, что сам богато украшенный шишак князя Милославского был произведен в Турции в середине 16-го века, и изначально имел кольчужную бармицу, а науши были добавлены позднее в Оружейной палате. Самого князя Фёдора Ивановича Мстисла́вского, члена печально известной "семибаярщины", одного из самых влиятельных людей своего времени, можно назвать "делателем царей", именно он голосовал и за избрание царём польского царевича Владислава, и потом за Михаила Романова. Князь пробыл первым думским боярином тридцать шесть лет, за это время на московском престоле сменилось семеро царей, активно участвовал во многих военных операциях, как удачных, так и не очень. Будучи самым старшим Рюриковичем неоднократно предлагался на царство, но что удивительно - всё время отказывался от столь "тяжелой" ноши. Не оставил после себя наследников и всё накопленное передал в государственную казну.
Одним из самых ярких экспонатов турецкой витрины является "шапка иерихонская" турецкого происхождения того же князя Милославского, ставшая, судя по всему, образцом для более поздних царских шлемов этого типа. Всего в коллекции Оружейной палаты шесть различных "иерихонок" и шлем Милославского один из самых ярких и самый старый. По своему "статусу" среди царских шлемов к концу 17-го века он числился третьим. Алексей Михайлович пользовался этим шлемом в Смоленском и Рижском походах. "Иерихонка" Мстиславского как и шишак, была сделана в середине 16-го века турецкими мастерами и поэтому не стоит удивляться арабским кораническими надписями, скорее стоит задуматься о том, почему они сохранились на регалиях православных царей. Стоит отметить, что Русское царство не воевало с Османским вплоть до осады Чигирина в 1676-м году, две империи не считались до этого времени врагами. С религиозной точки зрения бог у христиан и мусульман один и религиозные письмена, хоть и написанные на арабском можно смело относить и к православным владыкам. Например на шишаке надпись на арабском на тулье шлема гласит: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. По моему отличный текст. Так как Князь Мстиславский "прошёл" через полвека русской истории, его шлем-иерихонка очень редко находится на своём месте в витрине Оружейной палаты, еще в 1900 году шлем вывозился во Францию на Всемирную выставку, и сейчас он часто работает айстопером на исторических выставках в Кремле. От других "Иерихонок" Оружейной палаты шлем князя Мстиславского отличается синим драгоценным камнем на "мишени" на наноснике.
Об истории русской конкисты на восток расскажет так называемая "Шапка Иерихонская Кучумовская". Этот шлем подарил в царскую казну воевода Борис Петрович Шереметев. Боевое наголовье считается откованным в Иране в 16 веке из булатной стали, почему и весит всего 1834 грамма. По легенде этот шлем принадлежал Кучум-хан, последнему хану Сибирского ханства, знаменитого своим противостоянием с Ермаком в 1581-1585-м годах. Несмотря на поражения Кучум-хан не принял подданства Российского царства и сопротивлялся вплоть до 1598-года. Шлем сибирского владыки представляет собой аккуратно декорированный шлем традиционного для Турции типа с отверстием на навершии для крепления "яловчиков" или "еловцов" - цветных шнуров или кусков материи.
К комплексу доспеха и оружия времён Ивана Грозного можно добавить и доспехи Бориса Годунова. В экспозиции совмещен шлем 16 века неизвестной принадлежности и байдана, принадлежавшая царю Борису Годунову, которая была изготовлена возможно в 1589-м году. Байдана была одним из типов кольчатых доспехов, вместе с панцирем и кольчугой и представляла из себя доспех в виде рубахи, из плоских крупных колец, длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Хранящаяся в Оружейном палате байдана - единственный полностью сохранившийся доспех такого типа. На первый взгляд достаточно простой доспех стоит того, что бы присмотреться к ннему поближе - на каждом кольце выбита славянская надпись: «С нами бог, никто же на ны». Нет больше ни одного примера доспехов, на каждом кольце которого есть надпись. Стоит удивится и очень смалому весу этого "бронежилета" - всего 6,15 кг. Существует вполне обоснованное мнение, что эта байдана не совпадает с описанием доспеха Бориса Годунова и сделана позднее уже во времена Алексея Федоровича, а настоящая царская байдана хранится в Эрмитажа, замаскированная под турецкую.
На переломе 16-17-го веков в Российском царстве сменилась династия, правда приход на вершину власти Романовых принципиально не изменил использования восточно-ориентированного оружия и доспехов. В 1621-м году муромский мастер Никита Давыдов в мастерских Оружейном палаты Кремля создал оружейный шедевр - так называемую Шапку ерихонскую царя Михаила Фёдоровича. Некоторое время в царские времена это наголовие называли даже "Шлем святого великого князя Александра Невского", который как известно наше всё. В рейтинге царских шлемов это боевое наголовье всегда числился под номером 1. В шлеме русского производства объединены восточные и западные, мусульманские и православные традиции. Сверху шлема идёт надпись на арабском из 13-го аята 61-й суры Караны "ас-Сафф", которая в переводе гласит гласит: "помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!" (перевод из Википедии). Золотые короны, выполненные насечкой, можно отнести к европейской традиции, растительный узор к арабской, на вершине наносника рельефное изображение архангела Михаила, покровителя самого Михаила Фёдоровича, да и вообще предводителя небесного войска - к православной. По эмалированной "мишени" с Архангелом Михаилом на стрелке наносника шапка-иерихонка первого русского царя из династии Романовых легко отличается от других шлемов такого типа, хранящихся в Оружейной палате Кремля.
Кроме иерихонки Давыдова ко времени Михаила Федоровича относятся ещё несколько образцов доспехов. В витрине с образцами турецкого оружия выставлена ещё одна парадная "шапка иерихонская", которую в 30-х годах 17-го века привез из Стамбула посол Офанасий Прончищев в подарок царю Михаилу Фёдоровичу, которая обычно называется "шапка-иерихонская Прончищева", хотя конечно она также принадлежала царю. Посол Прончищев пытался договорится с турецким султаном Мурадом IV о совместных боевых действиях против Польши и Литвы. Турция должна была отвлечь силы Польского королевства, в то время когда московиты будут решать свои "вопросы" с Литвой. Шапка-ерихонка посла Прончищева стала образцом для более поздних повторений, в том числе и в части золотого орнамента. От прочих шлемов такого типа в Оружейной палате отличается наличием П-образного направляющего для наносника и узорной плетёной надписью на стрелке без дополнительных украшений.
Царские шлемы Михаила Фёдоровича дополняет кольчато-пластинчатый доспех - "бахтерец", сделанный в 1620-м году мастером Кононом Михайловым, работавшим в Оружейном палате Москвы. Доспех, который называется "бахтерец", как и байдана, происходит с востока. Название бахтерец, или бехтерец, произошло от монгольского слова «бектер» — «панцырь». Это доспех, в котором защита обеспечивается плетением из мелких пластин, установленных с большим перехлёстом. Бехтерец считается самым "устойчивым", в том числе и против раннего стрелкового оружия, образцом пластинчато-кольчатым доспехом. Царский бехтерец был собран мастером Михайловым из 1509 пластин, каждая из которых украшена насечкой золотом. Весит царский доспех немало - 12 300 грамм. Среди царской казны этот доспех считался самым ценным и числился под номером 1.
Кроме бехтереца русскому царю Михаилу Федоровичу принадлежал и сложный полный зерцальный доспех, возможно один из первых доспехов такого типа на Руси. Доспех собран из 36 пластин, откованных горизонтальными гранями. Желобки между гранями украшены золотой насечкой. Центральные круглые пластины - сами "зерцала" используются для дополнительной защиты. Откованный в 1616-м году доспех стал первым русским царским доспехом Романовых и вошёл в государеву казну. Броня была создана мастером Оруженой палаты мастером Дмитрием Коноваловым, а декор насечен немцем Андреем Тирманом. От других зерцальных доспехов в коллекции Оруженой палаты бронь Михаила Фёдоровича можно отличить по рисунку золотого двуглавого орла на центральной круглой пластине, правда сейчас плохо заметного. Сложность и качество работы можно оценить по тому, что 11 килограммовый доспех оценивался в 17-м веке в 1500 рублей, в полтора раза дороже шлема Никиты Давыдова, украшенной драгоценными камнями.
Со сменой династии измелись и подарки, персидские и турецкие купцы сразу попробовали привлечь на свою сторону. как им казалось, молодого и неопытного царя редкими подарками Богато украшенный булатный кинжал в ножнах, подаренный персидским купцом царю Михаилу Фёдоровичу, долго входил в "Большой наряд", комплекс церемониального облачения русских царей.
Основная коллекция русского оружия и доспехов расположена в овальном зале, по сторонам которой в витринах слева в основном отражено допетровское время, справа - орудие и награды петровского времени. Основа экспозиции брони хранившиеся в Оружейной палате со времен первых Романовых.
Второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович, хотя и звался "Тишайшим" успех повоевать со всеми соседями. А выезжать в поход без правильного прикида было невозможно. Поэтому и Алексей Михайлович озаботился увеличением собственного комплекса доспехов. Шлем-«шапка ерихонская» Алексея Михайловича- сына Михаила Федоровича из коллекции Оружейной палаты так же как и "ерихонка Прончищева" была привезена из Турции, откованный из булата шлем участвовал во всех походах Алесей Михайловича Тишайшего в том числе на Вильно и Ригу. Царский шлем был выкован в Турции из булатной стали, покрыт золотой насечкой и арабскими надписями: "Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле...". Узорная надпись на стрелке гласит: "Нет Бога, кроме Аллаха и Магомет пророк его", но видимо для русских царей сложная вязь арабских букв выступала чем-то вроде магического амулета, и должна была работать вне зависимости от реальной надписи. Узорная надпись на стрелке без дополнительных украшений отличает шлем Алексея Михайловича от прочих шлемов экспозиции, а отсутствие паза, вместо которого стоит штырь, как направляющий для перемещения наносника отличает шлем Алексея Михайловича от очень похожего шлема Офанасея Прончищева. Зерцальный доспех был создан в 1670 году в Оружейной палате московского Кремля мастером Григорием Вяткиным и практически полностью повторял зерцальный доспех мастера Коновалова, созданный для Михаила Федоровича. Отличает его эмалированная, в отличие от сделанной насечкой у доспеха Коновалова, фигурка двуглавого орла на центральном диске.
В сложной дипломатической игре Алексея Михайловича между Портой и Вильно "золотую рыбку" пытались выловить персы, которые направили в дар русскому царю богато украшенные подарки- пернак, топорик и саблю от шаха Сефи II Солеймане, которые сразу были введены в "Большой наряд". Ну как после таких подарков не повоевать с соседями.
Ранее уже обратили внимание на царские доспехи байдана и бехтерец, во времена второго Романова на русском троне добавляется ёще один тип - "юшман", который демонстрируется в витрине с ещё одной шапкой-ерихонкой, принадлежавшей царскому сокольничему Алексею Михайловича Львова. Юшман (от персидского - dj awshan ) - представлял из себя кольчато-пластинчатый доспех, который от бехтерца отличается значительно более крупными передними пластинами, вплетёнными с небольшим нахлёстом. Юшман Алексея Михайловича весит примерно столько же сколько и бехтерец Михала Федоровича - 12,2 кг и собран из 99 пластин, которые как уже стало привычным, украшены арабскими надписями с золотой насечкой: «Слава Тебе по всему миру» и «Милосердный Зиждатель». Парадная "ерихонка" отличается от остальных, представленных в музее более простым навершием наносника, которое представляет собой сердцеобразный диск с уже стершейся надписью на арабском. Этот доспех привезён из Турции, как шлем царского сокольничего Алексея Михайловича Львова, бывшего фактически вторым лицом в государстве при правлении Михаила Федоровича. Князь Алексей Михайлович Львов в основном занимался дипломатическими вопросами и отношениям с Польским королевством и Великим Княжеством Литовским, возглавлял Посольский приказ. С воцарением Алексея Михайловича ушёл в отставку.
В 1663-м году мастер Оружейной палаты Никита Давыдов, тот самый который созал уникальную шапку-иерхинку для Михаиоа Федоровича, кнгикальную делает для царской казны полный зерцальный доспех оригинальной ковки. В отличие от доспехов мастеров Коновалова и Вяткина, которые при ковке имитировали на броневых пластинах набор бехтереца, Никита Давыдов, понимая, что технология позволяет делать гораздо более сложные вещи, создал оригинальный образец. Долы были расположены равномерно, через один золоченые и серебрёные. При этом они расходились от центра, как лучи от Солнца, а в центре зерцала выбит двуглавый орёл. Этот доспех видимо один из последних, изготовленных для царской казны в Оружейной палате Кремля.
Самый сложный по исполнению полный зерцальный доспех представленный в Оружейной палате, вместе со шлемом-шишаком, наручами и бутырлуками составляли один комплект. Кроме особенностей ковки, как и у доспехов Давыдова и Вяткина, на всех элементах комплекта доспехов прикреплены медные литые двуглавые орлы и лилии. Кроме этого русского доспеха в таком же стиле сделан и соседний с зерцальным польский гусарский доспех 17-го века. Возможно эти позолоченные орды и лилии были добавлены позднее, так как точно известно, что польский гусарский доспех в коллекции Оружейной палаты является сборным. Русский зерцальный комплекс доспехов был произведен в Москве в Оружейной палате в середине 17-го века. Автор сложного доспеха явно навеянного бронями польского типа неизвестен, но некоторая неаккуратность позволяет думать, что мастер был точно ниже классом, чем Давыдов или Коновалов.
Кроме дорого украшенных и отделанных сложными узорами в экспозиции хранятся и более простые типы доспехов - кольчужных и простых зеркальных, в которых различной формы нагрудные пластины одеты поверх кольчуг. Примерно так были оснащены защитой рядовые конные воины дворянской поместной конницы 16-17-го века. Когда говорим "рядовые" конные воины поместной конницы нужно понимать, что каждый конный воин основной ударной силы русской армии - поместной конницы был в те времена дворянином разной степени достатка, крестьяне были "посохой" и хотя и сопровождали армию, обеспечивая инженерные работы ни в состав армии не входили, ни в боях участия не принимали. С середины 17-го века в состав русской конницы начали входить полки драгун, но это уже была стандартизованная армия. Поэтому глядя на шлемы и доспехи можно представить как выглядела вся конница русского государства.
В "рыцарских" залах различных музеев самое большое внимание, в том числе и для фотографий и селфиков привлекают макеты всадников на боевых лошадях. Единственный такой макет в российских музеях представляющий русского воеводу 17-го века, времен войн с соседями, облачен в реальные образцы брони этого времени русского и турецкого производства - все при нём - шлем, сложный зерцальный доспех, наручи, бутырлыки, булава, ольстры пистолетные с седельными пистолетами, чалдар, плат, седло, стремена, оголовь, паперсть, цепь гремячая и наколенники. (фотографии получились не очень удачные из-за кривости рук, прикрытия маникена бликующим стеклом и неудачного освещения. )
Рассматривая царские доспехи, стоит все таки понимать, что конечно некая архаичность этих русских броней связана отнюдь не с незнанием других вариантов защиты или с неумением работать с листовым материалом. В большей степени это коррелирует с требования статуса и представительности - фактически это парадные "мундиры", которые демонстрировали преемственность власти и богатство. Споры о том, что лучше - кольчато-пластинчатый или сплошной европейский доспех бессмысленны, и тот, и другой ушли в историю под натиском огнестрельного оружия, но всё таки лучшая в истории конница - конные гусары Речи Посполитой была одета в доспехи, более близкие к восточным или к русским. Подтверждением того факта, что в Оружейной палате могли делать и нормальные латы, служит кираса мастера Никиты Давыдова, который был автором Иерихонского шлема Михаила Федоровича и сложного зерцального доспеха Алексея Михайловича, выкованная и украшенная в середине 17-го века.
В иранской, хотя конечно правильно её назвать - персидской, витрине вместе с зерцалами, богато украшенными саблями и щитами из большого царского наряда, хранятся шлемы и комплекс защитного вооружения, собранный из элементов доспехов, сделанных в Персии. И снова стоит повторить, что почти каждый экспонат этой витрины не просто персидский, например захваченный как трофей или подаренный как посольский дар, но и оружие или доспех, которые имеют и русскую историю, которую можно проследить.
Из боевых наголовий в персидской витрине выделяются два шлема с масками, привезённые из Персии в 16-м веке. Шлемы с масками-личинами были популярны ещё у лучших "друзей" Киевской Руси - половцев с печенегами. Подобный тип шлемов сохранялся вплоть до 18-го века в Прикаспийском и Причерноморском регионах, но при этом не был особенно частым. Причины почему некоторые воины использовали маски-личины, но большая часть восточных воинов использовала простые шлемы историками до сих пор не выяснен. Вряд ли это были посольские дары, так как чужие личины не были бы нормально восприняты на Руси. Скорее всего это приобретённые купцами или послами в Персии образцы в царскую Оружейную палату.
Без образцов средневекового рыцарского доспеха не обходится не один исторический музей Европы и Оружейная палата не исключение. Две витрины отданы под европейское орудие и доспехи. Стоит обратить внимание например на детский доспех, как это не удивительно, но он российского производства и создан в мастерских Оружейной палаты в 17-м веке для одного из детей Алексея Михайловича.
В этой публикации старательно обхожу вниманием холодное и огнестрельное оружие, но пройти мимо самого старого оргестрела в коллекции невозможно. Самым старым образцом огнестрельного оружия является кулеврина второй половины 15-го века. Заряд в этом оружии воспламенялся длинным горящим фитилем, похожим на ужа. От французского couleuvre ("уж") произошло и название такого типа оружия. В российских музеях такого типа стрелковое вооружение практически не сохранилось, поэтому этот экспонат явно заслуживает большего внимания, чем богато украшенные соседи.
Самым интересным экспонатом западно-европейского доспеха является полный парадный доспех на рыцаря и лошадь, который демонстрируется в виде манекена. И этот доспех не просто собранный из различных элементов, а уникальный цельный образец западного производства, который сделал бы честь любому мировому музею истории или искуства. Эти доспехи были поставлены одним комплектом и сделал их величайший европейский оружейник 16-го века - Кунц Лохнер (Kunz Lochner) из Нюрнберга. Он "одевал" Короля Польши, Курфюста Саксонии, Императора Германской империи. Шикарный подарок польского короля и Великого князя Литовского Стефана Батория русскому царю Федору Ивановичу был сделан в 1584 году через посла Льва Сапегу. Доспех украшают медальоны с чеканным изображением мифологических фигур и полосами золочёного орнамента. К этому времени между Речью Посполитой и Российским царством установился более-менее прочный мир и Баторий рассчитывал привлечь русского царя к созданию Священной Лиги, в которую уже вошли Австрия, Польша и Венеция, для борьбы с турками.
Когда пробуешь чуть глубже посмотреть на экспонаты Оружейной палаты, связанные с военной историей, неожиданно обнаруживается, что вокруг почти каждого доспеха, каждой сабли или булавы можно развернуть отдельную историю, и превратить только оружейный отдел в полноценный музей. Но не оружием единым может быть жив путешественник, пришедший за военной и технической историей, после 2-го этажа музея обычно спускаются на первый, где можно посмотреть коллекцию царских средств передвижения в 17-18-м веках в России. Но об этом в канале уже рассказывалось в публикации Субботний кульпоход. Собрание экипажей Оружейной палаты и ГИМ. Москва. Кремль. А проходя по первому этажу, как можно не пройти и не посмотреть на царские регалии на 1-м этаже Оружейной палаты :-))
Где расположен:
Оружейная палата. Россия, Москва, 103132, Московский Кремль.
Официальная страница на сайте Музеев Московского Кремля.
Все публикации этого канала можно найти по Оглавлению канала по странам и континентам.
О других музеях и отражении в них истории Первой мировой войны в этом канале можно почитать здесь:
Субботний кульпоход. Собрание экипажей Оружейной палаты и ГИМ. Москва. Кремль
Субботний культпоход. Музей Метро. Будапешт. Венгрия. Самое старое правильное метро в мире
Субботний культпоход. Будапешт. Венгрия. Музей Почты. О технике начала 20-го века и не только
Казань. Национальный Музей Татарстана о войнах начала 20-го века.
Азов и его музеи. Музеи о Первой мировой войне и не только.
Музеи о Первой мировой войне. Ростовский областной музей краеведения.
Музеи о Первой мировой войне. Музей современной истории России. Часть 1.
Музей ВВС. Монино. 21 экспонат заслуживающий внимания.
Музеи о Первой мировой. Тульский государственный музей оружия. Что можно увидеть?
Музеи о Первой мировой. ЦМВС. Москва. Что можно увидеть?
Музеи о Первой мировой. Тула. Что можно увидеть?
21 экспонат музея Отечественной военной истории в Падиково
Музеи о первой Мировой. Музей истории Военно-морского флота России. Москва.
Музеи о первой Мировой. Форум Армия2020. Что можно увидеть или 100 лет российскому танкостроению.
Музеи о Первой мировой войне. Ульяновский краеведческий музей.
Другие материалы канала о музеях и выставках:
Самый красивый самолет 20-го века. Ту-144. Все сохранившиеся самолеты.
"Александр III. Миротворец". Выставка в ГИМ. Что можно увидеть о Первой мировой?
21 самый интересный экспонат Форума Армия-2021
21 самый интересный экспонат выставки МАКС-2021. Начало нового авиационного года.
21 самый интересный экспонат Форума Армия-2020. Итог 100 лет развития.