Хозяйка этого будуара — дама никому не известная.
Дамская гостиная появилась в правой половине первого этажа при перестройке особняка Румянцева для герцогини Лейхтенбергской — Зинаиды Дмитриевны Богарне архитектором А. А. Степановым. От будуара графини Богарне здесь ничего не осталось, и только черно-белые фотографии Карла Буллы помогут представить, каким он был в конце XIX века.
Обстановка, которую посетитель видит сейчас, составлена из мебели, скульптуры, живописи из фондов Музея истории Санкт-Петербурга. Так что хозяйку будуара каждый может представить по-своему.
"Французское слово "будуар"... означает название дамской рабочей комнаты, в которую удаляется хозяйка дома, если она желает остаться наедине. Будуар предназначен для чтения книг, письма, работы, отдыха или приема посещения... В будуаре должны находиться письменный стол, рабочий стол для женской работы и спокойные, низенькие диваны и кресла. Тут же могут стоять и те бесчисленные мелкие предметы, которые, смотря по вкусу и потребностям их обладательницы, принадлежат к комфорту..." — сообщают нам "Правила светской жизни и этикета" 1889 года.
Будуар в особняке Румянцева прекрасно иллюстрирует это описание. Под "Портретом неизвестной в горностаевом палантине" Николая Васильевича Харитонова разместился уголок для светских бесед и чтения.
Открытая книга на столе — "Маленькая хозяйка Большого дома" Джека Лондона, впервые опубликованная в 1916 году. Хорошо помню, как зачитывалась этим сентиментально-трагическим романом в подростковом возрасте.
В гостиной могли подать закуску перед обедом или чай с десертом.
Если гостей много, может пригодиться раскладной столик. Его круглая столешница уникальна тем, что выполнена из папье-маше.
На письменном столе можно разглядеть перьевую ручку, лежащую острием на краю чернильницы. Как будто хозяйка будуара только что записывала что-то в своем дневнике.
Для письма она могла воспользоваться и роскошным наборным бюро. Под его крышкой прячутся ящички для бумаг и рабочая поверхность.
"В гостиной дамы и девицы коротают дни: шьют, вяжут...", — сообщают авторы еще одного пособия о светской жизни конца XIX века. Как доказательство — рукодельный столик на изящных ножках. Он хорош тем, что незаконченную работу в случае визита гостей можно быстро спрятать под крышку.
Сложно представить будуар без туалетного столика, заставленного всевозможными флакончиками и дамскими безделушками.
"...флаконы с духами, банки с помадой, головныя щетки и гребни должны быть самой изящной формы и безукоризненной чистоты. Если-же принадлежности эти не представляют большой красоты, и если некому следить за чистотою туалетного стола, то приличнее и благоразумнее держать все флаконы и банки в шкафу".
"Жизнь в свете, дома и при дворе". Издание редакции журнала "Вестник моды". 1890 год
Рядом с туалетным столиком — то самое зеркало-псише, о котором я упомянула в заголовке. Зеркало-псише — это прямоугольное, овальное или круглое зеркало в раме, закрепленное на шарнирах между опорными стойками. Шарниры позволяют менять угол наклона и рассматривать себя со всех сторон.
Мода на зеркала-псише родилась во Франции в конце XVIII века. Название связано с образом Психеи (на французском "Psyché") , олицетворявшей душу в древнегреческой мифологии, и поверьем, что душу можно увидеть в зеркале. По другой версии, название возникло по ассоциации с Психеей, качающейся на качелях (наверное, потому что зеркало тоже раскачивается на шарнирах). Правда, каких-либо известных изображений Психеи на качелях мне ни вспомнить, ни найти не удалось (может, кто-то подскажет в комментариях).
Специалисты считают, что в России зеркала-псише появились в начале XIX века благодаря немецкому мастеру Генриху-Даниэлю Гамбсу, который в 1795 году открыл в Петербурге мебельную мастерскую и магазин. Вскоре они стали характерным украшением дворцовых и аристократических интерьеров.
Соберетесь в особняк Румянцева — загляните в дамскую гостиную. Наверняка обнаружите там много интересного, на что я не обратила внимания.