Дворец на Елагином острове возводился Карлом Ивановичем Росси по заказу Александра I для его матушки, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Император приобрел землю острова за треть миллиона рублей, ведь здесь была красивейшая природа, а близость к городу делала место удобным для устройства летней императорской резиденции.
Выполняя проект ансамбля Елагина острова, архитектор учел вкусы и привычки Марии Федоровны и создал изящный уютный дворец для удобного проживания императрицы. Архитектор составил смету со свойственной ему точностью – 1587632 рубля 40 копеек и не выходил за ее пределы. Дворец так понравился заказчикам, что после окончания работ Александр I пожаловал Карлу Росси орден святой Анны, а к награде приложил алмазные подвески.
Многие современники восхищались красотой императорской резиденции. Княжна София Шуазель-Гуфье так описала дворец: «Изящные контуры и белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов». Дворец возводился в восточной части острова. Одновременно по проекту английского садовода Буша создавался парк, включавший широкий луг, на котором устраивали празднование Масленицы.
Росси сохранил стены прежнего дворца и создал светлый и легкий особняк, в котором торжественность и строгость внешнего облика сочеталась с изысканностью и изяществом интерьеров. Дворец представляет собой трехэтажное прямоугольное в плане здание, увенчанное невысоким куполом. Он стоит на высоком каменном ступенчатом цоколе-террасе с ажурной чугунной решеткой.
Интерьеры отличаются изысканностью и оригинальной отделкой. Мебель, роспись плафонов, декоративное убранство окон и дверей, включая рисунок дверных ручек, – все создано Росси. Интерьеры не переделывались: после смерти Марии Федоровны дворец стал запасной царской резиденцией, императоры бывали здесь редко.
На первом этаже располагается анфилада торжественных и нарядных парадных залов, каждый из которых напоминает драгоценную шкатулку. С изысканной роскошью оформлены столовая, Овальный зал, кабинет, спальня и будуар Марии Федоровны. Двери, ведущие в помещения (всего их 20), также являются настоящими произведениями искусства: они облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой.
В нишах вестибюля первого этажа гостей встречают фигуры весталок со светильниками в руках, которые в античной мифологии считались хранительницами домашнего очага. В оформлении интерьеров принимали участие скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и др.
В центральной части здания расположено самое эффектное помещение дворца – Овальный зал. Он наполнен светом благодаря пяти большим окнам. Купол зала, украшенный росписью и бронзовой люстрой, поддерживают кариатиды. Стены, облицованные искусственным мрамором, расписаны цветами и сценами из античной мифологии. На потолках – группы резвящихся купидонов. Для этого зала Росси придумал особые, похожие на картины, шторы. Здесь устраивались дипломатические приемы, балы и семейные торжества императорской семьи. За зеркальными окнами во время праздников размещался придворный оркестр.
Рядом с Овальным залом расположены Малиновая и Голубая гостиные. Стены обоих залов украшены штофом, что придает им особую праздничность. Эти интерьеры неоднократно использовались в съемках фильмов.
Стены и колонны в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одном из них был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому зал получил название Фарфорового кабинета. Стены из искусственного мрамора расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии.
Личные покои Марии Федоровны размещаются в южной части здания. Они небольшие, но оформлены очень нарядно. В них особенно чувствуется вкус и характер хозяйки. С севера находится большая столовая, которую Росси решает в теплых желтых тонах. Даже когда на улице серая пасмурная погода, создается ощущение, что зал залит солнечным светом.
На втором этаже воссоздано только одно историческое помещение – кабинет Александра I. «Есть акварель Воробьева, которая находится в Русском музее и изображает этот кабинет, мы на нее опирались, и если вы посмотрите, вы увидите, что максимально точно воссоздано все», - рассказала об этом интерьере заместитель директора по музейной деятельности ЦПКиО имени Кирова Татьяна Ершова.
Второй интерьер, который был воссоздан в ходе последней реставрации, - домовая церковь. Там поставили исторически верные колонны из искусственного мрамора, как зафиксировано в источниках.
Елагиноостровский дворец относится к ЦПКиО. Достойно уважения бережное отношение сотрудников к уникальному историческому и архитектурному памятнику. Несколько раз в месяц во дворце проводится двухчасовая экскурсия «Елагиноостровские интерьеры», в ходе которой можно подробно познакомиться с его историей и полюбоваться прекрасными интерьерами.
1. Статья автора о Елагином дворце: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/elagin-dvorec-vnov-gostepriimno-raspahnul-dveri-dlia-posetitelei-posle-restavracii-612d37178079432d4856851a
2. Статья автора о Елагиноостровском парке: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/pora-na-vesenniuiu-progulku-v-park-6068518cdae78e3f286f96d7
3. Статья автора о Павловской резиденции Марии Федоровны: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/samaia-lirichnaia-imperatorskaia-rezidenciia-608f144f87bf2977fc85bf22