Растафарианство представляет собой религиозное движение, зародившееся в 30-е годы прошлого века на Ямайке. Толчком к этому послужила коронация Хайле Селассие — последнего императора Эфиопии, в котором приверженцы увидели самого Джа. Данная религия существенно отличается от других: в ней нет богослужений и каких-либо особых мероприятий. Растафарианство основано на искренней любви к ближнему и противостоянии так называемому Вавилону — западному образу жизни.
Уже к концу 90-х растафарианцев по всему миру насчитывалось около одного миллиона человек! В какой-то момент религиозное движение вырвалось за пределы Ямайки и оказало колоссальное влияние на музыку разных стран.
История возникновения
История гласит, что Джа отдал чернокожих людей в рабство белым в знак наказания за их грехи. Так, долгое время чернокожие жили под гнётом Вавилона и современной социально-политической системы в ожидании великого дня, когда Джа придёт и освободит их.
Как-то раз борец за права и освобождение чернокожих от угнетения Маркус Гарви заявил, что коронация чёрного царя в Африке станет знамением прихода Джа. И вот в начале 1930-х это случилось: императором Эфиопии стал Хайле Селассие, в котором ямайский народ сразу же увидел самого Джа. Тогда многие были уверены, что предсказание Гарви сбылось.
Важной особенностью религии является то, что здесь нет никаких обращений — каждый человек должен сам открыть в себе Джа. Последователи называют себя растаманами, и их главная цель заключается в сопротивлении Вавилону — важно отличаться от Запада как внешне, так и внутренне. Это и отличает растафарианство от других движений.
Выход из подполья и широкое распространение
Впервые растафарианство вышло из подполья в начале 60-х. Тем не менее движение вызывало беспокойство у полиции: обилие запрещённых веществ, бунты, попытки поднять целое восстание...
Но в конечном итоге растаманам удалось прийти к общему согласию с властями: можно сказать, что у последних не было выбора, учитывая, что влияние религии стремительно росло и начало получать широкое распространение. Вскоре расты попали на радио, о них писали статьи, а они, в свою очередь, издавали собственные газеты. Всё это привлекало новых приверженцев: только в начале 60-х количество растаманов составляло примерно 100 тысяч человек!
Постепенно религия перетекла в политическое движение, и ключевую роль в этом сыграл уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Он активно и красноречиво проповедовал своё мировоззрение, а в 1982 году в Лондоне вышла написанная им «Полная растафарианская Библия». Из основных заповедей растамана Браун подчеркнул:
«Растаману запрещено осквернять свой человеческий облик стрижками, бритьём, татуировками и любым другим уродованием тела...»
Стоит заметить, что именно по этой причине скончался Боб Марли — один из самых известных во всём мире приверженец растафарианства. Узнав о злокачественной меланоме на большом пальце ноги, Марли отказался от ампутации, дабы тело оставалось целостным.
Влияние на музыку и яркие представители
Растафарианство оказало колоссальное влияние и на музыку. Так, на Ямайке зародился известный во всём мире стиль регги: благодаря его популярности другие страны и узнали о набирающем обороты религиозном движении. Основой для регги послужил стиль ска, который по сути представляет собой то же самое, но отличается более ускоренным темпом. Одним из наиболее успешных регги-хитов можно смело назвать «Rivers of Babylon» в исполнении безумно популярного в те годы диско-проекта «Boney M.».
Постепенно лирика регги менялась: в песнях всё меньше пелось о христианстве и всё больше о социальной и политической несправедливости. Одним из наиболее ярких представителей данного жанра, который открыто пел об угнетениях и мире во всём мире, был Боб Марли.
Он являлся настоящим идолом и кумиром, а многие последователи растафарианства даже считают его пророком.
Растафарианство в России
Популярность регги во всём мире росла, и вскоре этот музыкальный жанр перебрался через железный занавес. А вместе с ним и растафарианство. Первыми российскими группами, которые положили ритмы регги в основу своего творчества, стали «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Но то были лишь ритмы. Только спустя десятилетия в России появились регги-коллективы, такие как «Shamansky Beat», «Jah Division» или «Карибасы».
Особенно регги симпатизировал Борис Гребенщиков, лидер «Аквариума»: он находил тему внутренней свободы и неприятия традиционного миропорядка очень интересной и вдохновляющей.
Для многих регги стал способом самовыражения и демонстрации собственной свободы: дреды, цвета эфиопского флага, песни Марли и прочая символика постепенно стали очень актуальны среди россиян. Тем не менее далеко не все имели представление, что такое настоящее растафарианство, а потому назвать их растафари никак нельзя.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
Оригинал: 🔗источник
От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще