Многие до сих пор помнят этот самолёт, который стоял на 3-й Дачной. Особенно впечатляющий вид открывался на него во время поездки на трамвае. Помню, как маленьким с открытым ртом, я ждал момента поворота третьего трамвая с путепровода над проспектом 50 лет Октября. Оттуда Ил-18 было видно очень хорошо. Так хотелось попасть внутрь, но не сложилось. Стоял он за салоном новобрачных, там сейчас находится "Сиеста". Как же он попал к нам, ведь в наш аэропорт такие машины не залетали?
Ил-18 с бортовым номером СССР-75540 был выпущен 18 апреля 1964 г.ода на ММЗ "Знамя Труда" и поступил в Свердловский ОАО (аэропорт Кольцово). Полетав 4 года в Екатеринбурге, его передали в Челябинск, где он и провёл остаток своей трудовой деятельности, пока в 1981 году не был списан.
Ил-18 - среднемагистральный четырёхмоторный турбовинтовой самолёт, рассчитанный на перевозку до 122 пассажиров. Начал эксплуатироваться в 1959 году. И эксплуатируется до сих пор в КНДР, России (ВВС), Украине, Сомали, Индии и некоторых других странах. Самый старый из летающих Ил-18 был построен 1963 году и используется ВВС России.
В 1977 году началось массовое списание Ил-18. Многие из списанных самолётов устанавливали памятниками в городских парках, детских лагерях. Министерство гражданской авиации поддерживало подобные инициативы, так как подобные мероприятия рассматривались, как один из факторов патриотического воспитания молодежи и привлечения её в лётные училища.
Так 18 мая 1981 года, согласно приказу министерства гражданской авиации по отработке назначенного ресурса был списан и этот борт. Но до подписания приказа самолёт совершил свой последний полёт в Саратов.
Случилось это 18 марта 1981 года. Тогда саратовский аэродром не был рассчитан на приём самолётов подобного класса, поэтому все службы аэропорта тщательно готовились к этому событию, а в назначенный час "высыпали" на аэродром, чтобы встретить этот "гигант".
Последний рейс "Челябинск-Саратов" был выполнен экипажем Уральского управления ГА, командир ВС - лётчик 1 класса В.В.Галяминских. Посадка была выполнена настолько безукоризнено, что самолёт остановился, пробежав всего половину длины ВВП. Это событие стало важным аргументом в пользу базирования самолётов Як-42, которые начали производиться на САЗе, на саратовском аэродроме.
По первоначальному замыслу исполкомов городского и Фрунзенского райсоветов народных депутатов местом установки самолёта должен был стать Детский парк. Но так как огромные размеры самолёта не позволили осуществить установку в это место, было решено установить его у Торгового центра. Везли самолёт по обычным саратовским улицам (предварительно демонтировав крылья). На 3-й Дачной в нём открыли кафе-мороженое.
Потом из него клуб сделали: в первом салоне были модели самолётов и плакаты, а во втором салоне - тир.
Конец истории печален. После кафе и тира в самолёте располагался видеосалон, игровые автоматы, а в начале 1990-х внутри случился пожар. Потом он долгое время стоял разломанным на две половины. Прямо на постаментах для шасси торговали всяким барахлом, когда вся площадь от Торгового центра до д/к "Россия" стала превращаться в стихийный рынок.
А потом он исчез. Говорят авиационные кресла были замечены в помещениях стадиона "Сокол".
Остатки самолета были разобраны и перевезены на свалку отходов производства на территории СЭПО, где они долго лежали в середине 1990-х. Оттуда все это было погружено в ж/д вагоны и вывезено на утилизацию.
При подготовке поста использованы книга А.И.Жаворонского "В небесах и на земле", материалы сайтов "Фотографии старого Саратова", russianplanes.net и архив ОАО "Саратовские авиалинии"