Найти тему
Осознания этой жизни

Литературный пример человека с неустойчивой нервной системой. Отчего это бывает и к чему это приводит.

В статье о зонах нервной системы я кратко охарактеризовала каждое из состояний нервной системы: зеленая зона (адекватность, спокойствие, устойчивая нервная система), желтая (напряжение), оранжевая (раздражительность), красная (накал негативных чувств, наивысшее внутреннее напряжение, внутренняя неустойчивость).

Сегодня подробно на литературном примере, что такое нахождение человека в "красной зоне", отчего она свойственна некоторым людям и к чему это приводит. Если вы не читали роман "Красное и черное", то, чтобы было понятнее содержание данной статьи, желательно его прочитать или хотя бы посмотреть фильм по этой классике французской литературы.

Главный герой романа - пример чрезвычайно травмированной в детстве личности. К сожалению, серьезные детские травмы в сочетании с душой, чувствительной и тонкой от рождения, - это означает очень большие проблемы во всей последующей жизни. Жюльен Сорель за всю свою жизнь (ему 18 лет) никогда не чувствовал себя принятым и любимым. Он рано потерял мать, а его отец и два брата, грубые мужланы, не могли принять его утонченную натуру и ежеминутно проявляли лишь ненависть. Кстати, здесь еще мы видим сценарий "гадкого утенка": от природы крайне одаренный и умный парень вынужден строгать доски и терпеть насмешки примитивных родственников.

Когда он выходит в жизнь, то решает сделать все необходимое, чтобы стать богатым и независимым и вырваться из своей примитивной среды, а для этого ему необходимо стать священником и придерживаться царящих в данный момент монархических взглядов. Поэтому он скрывает ото всех, что его истинный кумир - Наполеон, выходец из низов, ставший героем, недавно закончивший свою жизнь на острове св.Елены, но навсегда оставивший огромный след в душе многих французов демократического происхождения.

Но в травмированной душе Жюльена - слишком большое напряжение, он живет практически постоянно в красной зоне. И временами это огромное напряжение взрывается в самый неподходящий момент, служа ему саму скверную службу. Человек в красной зоне - как кастрюля с кипящим супом, который периодически выливается наружу. И потому регулярно чувства такого человека совершенно выходят из-под контроля, совершая то, что очень сильно компрометирует человека.

Например, будучи на обучении, во время ужина со священниками Жюльен начал яростно защищать и хвалить своего Наполеона, что было совершенно неуместно в среде истовых католиков (которые всегда - монархисты). Так он "был подло предан внезапным взрывом того огня, который пожирал его душу" (простите за мой буквальный не художественный перевод, но суть ясна).

Тот ужин семинариста со священниками - это уже предвестник его будущих вспышек неконтролируемого возбуждения, одна из которых и приведет его к плахе.

В сцене первой встречи с Мадам де Реналь, мы видим, насколько полон противоречивого напряжения его внутренний мир: сначала он желает ей поцеловать руку, потом ужасается этой мысли, после чего начинает убеждать себя, что "стыдно не смочь поцеловать ей руку и тем самым уменьшить то презрение, которое эта знатная дама наверное имеет к простому работнику". Весь этот внутренний диалог показывает, как хаотичные мысли обуревают героя и не дают ему покоя, лишают уверенности в себе и еще больше повышают его и без того высокое внутреннее напряжение.

Роман гувернера Жюльена с Мадам де Реналь, своей хозяйкой
Роман гувернера Жюльена с Мадам де Реналь, своей хозяйкой

Красная зона - это то состояние, в котором живет Жюльен. Это зашкаливающее напряжение, постоянный внутренний конфликт и "насилие над собой", как выражается здесь Стендаль: "Жестокое усилие над собой заставило его побледнеть".

Кого никто никогда не любил именно в эпоху становления его личности (взрослый возраст, к сожалению, не в счет), тот не может понимать, что такое любовь к себе. И не сможет адекватно принять любовь других к себе, если такая случится в зрелом возрасте. Мы всегда отражаем то, как на нас смотрели в детстве, когда формировалась наша психика.

Поэтому Жюльен умеет лишь предъявлять к себе высочайшие требования и временами "жестоко презирать себя". Во время спокойных прогулок с мадам де Реналь герой на самом деле испытывал "самые жестокие страдания. Он страшно себя презирал. Если вдруг он заставлял себя говорить, то выдавал самые жалкие фразы".

Ведь не просто так мы находимся в красной зоне, а потому, что у нас сильнейший внутренний критик, который нас практически ест живьем.

И примерно так продолжается всю короткую и бурную жизнь Жюльена, пока не случится конечное драматическое событие. Мадам де Реналь из жуткой ревности напишет клеветническое письмо о Жюльене, чтобы не допустить его союза с другой женщиной. Тогда Жюльен выходит из себя на самом деле. Он на всех парах поедет в тот городок, где когда-то познакомился с мадам де Реналь, и выстрелит в нее в упор.

Но и здесь еще можно было как-то спастись нашему герою, не находись Жюльен в своем пожизненно-критичном состоянии. Его новая возлюбленная, еще более знатная аристократка, была способна все поправить благодаря своим связям. Но нет, герой впадает в страшный гнев во время суда и клеймит весь господствующий социальный слой, обвиняя всех вышепоставленных особ в том, что все так плохо сложилось и в том, что он так несчастен. Так вырывается наружу вся та ненависть к миру господ, к своей судьбе, к самому себе, что всю жизнь томилась у него "под крышкой", в состоянии постоянного внутреннего кипения. После его обвинительной речи ничего уже поправить нельзя, и его отправляют на плаху как человека самого неблагонадежного.

Итак, сам факт гибели героя на гильотине - по сути следствие его жизненных травм, с которыми личность жила всю жизнь, испытывая ежеминутно колоссальное анормальное психическое напряжение, и не знала, что с этим всем делать.