Найти тему

Классика для думеров

Либо мне кажется, либо постпанк в России и странах СНГ действительно становится все популярнее, особенно в культуре так называемых думеров – «молодых людей, которые не видят для себя перспектив и места в обществе» (определение с просторов интернета). И именно культура бывшего СССР дала благодатную почву для расцвета постпанка. Эстетика панелек, меланхоличное звучание, синтезаторы и общая русская тоска — а что нам ещё надо? 

Кажется, что эта самая русская тоска заложена у нас в культурном коде. Так что я подобрала сочинения русских композиторов, которые по настроению и образам похожи на СНГ-шный постпанк. Панелек не обещаю, но тоски — хоть отбавляй.

1. М. П. Мусоргский вокальный цикл "Без солнца", стихи А. Голенищева-Кутузова

Название-то какое говорящее! А тексты каковы… Стоит лишь взглянуть на текст первой песни "В четырёх стенах":

Комнатка тесная, тихая, милая;

Тень непроглядная, тень безответная;

Дума глубокая, песня унылая;

В бьющемся сердце надежда заветная;

Тайный полёт за мгновеньем мгновения;

Взор неподвижный на счастье далекое;

Много сомнения, много терпения…

Вот она, ночь моя — ночь одинокая!

 

Музыка соответствующая – меланхоличная, гипнотизирующая однообразным ритмом. И в каждой песне цикла можно найти подобное.

2. С. С. Прокофьев «Память о Солнце» и «Сероглазый король» из вокального цикла «5 стихотворений А. Ахматовой»

Странно видеть Прокофьева в этой подборке, ибо ярлык "солнечного композитора" приклеился к нему намертво. Но всё же есть у композитора этот вокальный цикл. Не все песни в нём соответствуют настроению подборки, так что выделила только две. И «Память о Солнце», и «Сероглазый король» пронизаны той самой щемящей неизбывной тоской и безысходностью. Тут, конечно, и текст самой Ахматовой играет огромную роль, так что советую вслушаться.

3. С. В. Рахманинов Симфония № 3 a-moll

Рахманинов сам по себе – довольно пессимистичный композитор. Но именно его третью симфонию ругали за – что бы вы думали – «славянский пессимизм». А это как раз нам в тему. К тому же, будучи в эмиграции, Рахманинов и сам пребывал в депрессивном настроении, что конечно же отразилось в этой симфонии.

Наиболее показательная в этом плане первая часть симфонии. От сосредоточенного скорбного начала через умиротворение основных тем музыка приходит к трагической кульминации, после которой повторение основных тем кажется еще трагичнее.

—————————————————————————————————————

Другие статьи автора:

1) Музыка Латинской Америки: Куба

2) Игорь Стравинский – мастер трёх стилей

3) Музыка Латинской Америки: Мексика

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊