Проклятие знания - это еще одна ошибка мышления, которая мешает взаимопониманию.
Наверняка, вы хотя бы раз безуспешно пытались объяснить другу, как что-то работает. Вам казалось, что вы объяснили все как можно проще, но он все равно не мог понять ход ваших мыслей. Дело не в том, что твой друг не очень умен. Просто вы подвержены когнитивному искажению, которое называется проклятием #знания.
Чаще всего учителя сталкиваются с этим. Они забывают, что уровень знаний студентов сильно отличается от их собственного. Поэтому они используют термины и сложные выражения, которые не всегда понятны новичкам. Так же ,поэтому ученикам не получается схватывать предмет. И это искажение затрагивает всех нас.
Нам кажется, что другие знают то же самое, что и мы
Это именно та ошибка мышления, которую называют “проклятием знания”. В 1990 году психолог Элизабет Ньютон, продемонстрировала его эффект во время эксперимента. В его рамках некоторые участники должны были выстукивать ритм известной песни на столе, в то время как другие угадывали ее название.
И первый должен был угадать, какова вероятность того, что их мелодия будет угадана. В среднем они называли вероятность 50%. На самом деле из 120 песен слушатели угадали только три. То есть реальная вероятность составляла 2,5%.
Почему ожидания и реальность так сильно различались? Дело в том, что люди прокручивали в голове мелодию, которую пытались передать, и постукивание по столу дополняло ее. Им было трудно представить, что песню нельзя было узнать. Но для слушателей это была какая-то непонятная азбука Морзе. Тем, у кого больше информации, трудно понять тех, у кого мало или вообще нет информации.
Мы забываем о чужой точке зрения
Каждый смотрит на мир через призму своего собственного восприятия. Чтобы помнить, что у других другой опыт, вам нужно сознательно осознать это. Поэтому трудно научить кого-то тому, что ты знаешь сам, и даже представить, что он об этом понятия не имеет. Трудно понять и предсказать его поведение, когда вы уже “прокляты” знаниями.
Например, профессиональному спортсмену движения новичков могут показаться нелепыми, вопиюще ошибочными. Просто он уже овладел правильной техникой и не помнит, каково это-действовать без этих знаний.
Это происходит во всех сферах. Менеджеры и сотрудники, маркетологи и клиенты, ученые и люди, которым они что-то объясняют, - все страдают от искажения информации во время общения, например, прослушивания мелодии и их слушателей.
Как этого избежать
- Напомните себе об этом когнитивном искажении. Не все знают то, что знаешь ты, не все понимают так же, как и ты.
- Всегда расшифровывайте, разжевывайте термины и сложные понятия, если вы выступаете на конференции или просто объясняете что-то непрофессионалам. Даже если эта информация кажется вам очевидной.
- Лучше всего приводить конкретные примеры. Расскажите им, как эта идея реализуется в реальной жизни. Приводите не сухие факты, а истории: они понятнее и лучше запоминаются.
- Спросите, все ли понятно, когда вы кого-то учите. Попросите этого человека повторить, своими словами.
- Поставьте себя на место человека, с которым вы разговариваете. Представьте его уровень знаний и попытайтесь, объяснять на его уровне.
#отношения #психология