Одно время пошла мода на фотографию. "Зеркалки" покупали даже те, кто от художественной фотографии был далёк, как мальчик с мелками от Ильи Ефимовича Репина. Огромное количество народа исходило из принципа "нажми на кнопку - получишь результат". Скачай программку, отфильтруй, продай. Свадебные фотографы росли, как грибы после тёплого дождичка
На этой волне я тоже начала фотографировать осознанно. Но исключительно для себя. Собственно, это был мой способ не рехнуться, поскольку я сидела в декрете, а я не из тех, кто обожает младенцев и полировку всех поверхностей квартиры.
С сентября по октябрь я торчала на свежем воздухе дачи и фотоохотилась на жуков и бабочек. Жуки оказались очень красивыми, главное было их выискать и сфотографировать, пока не сбежали.
На зеркалку в тот момент у меня лишних денег не было, да и не собиралась я фотографией деньги зарабатывать. К тому же у меня было твердое убеждение, что фотография - это искусство, и, в общем-то, если тебе нечего сказать почтеннейшей публике, то и нечего плодить халтуру. Но все же фотоаппарат у меня был, цифровой Nicon - не цифромыльница, а малость получше. Впрочем, никуда он не делся, я так и ношу его на прогулки и таскаю в поездки, потому что с телефона получается всё равно не то.
Как-то быстро выяснилось, что с фотоаппаратом у нас полная гармония - мы любим пейзажи и режим макро, а людей нам снимать неинтересно и поэтому получается какая-то ерунда.
К любительской фотографии я со временем остыла, но к тому времени как я переметнулась к рисованию, оказалось, что съемка дала важный навык интуитивной композиции и развила чувство цвета.
Но я это всё вот к чему. Сейчас я, наверное, всё же начала бы фотографировать людей. Не идеальных девушек, не брутальных парней, не безупречные семьи в купленном антураже студий.
Я бы пошла фотографировать тех, кто работает. Дворника Тажидина с ломом. Фатьму, что продает овощи в магазинчике у дома - у неё лукавая улыбка и сияющие глаза. Дежурную метро в тот момент, когда она говорит в микрофон: "Не бегите по эскалатору. Бежать по эскалатору может быть опасно для жизни".
Я бы фотографировала промышленных альпинистов, что-то починяющих на Большеохтинском мосту над Невой. Рабочих, реставрирующих лепнину сталинского ампира на Московском проспекте.
Штукатуров, электриков, каменщиков.
Врачей, медсестёр, лаборанток. Ветеринарных в том числе.
Деловитых питерских экскурсоводов, направляющих гостей города по пути искусства, культуры и просвещения.
Рабочих, меняющих трубы теплоцентрали.
Вспомнила бы, что есть швеи и закройщики, ткачи и прядильщики. Те, кто делает обувь или ремонтирует зонтики.
Что делают сейчас рабочие заводов? Как трудятся? Я не знаю. А вы?
Я бы хотела напомнить то, что мы в массе своей забыли. Весь комфорт, который дала нам цивилизация - он сделан руками. Людьми. И вся наша цивилизация, к сожалению, не про уважение к труду. Почему так - разговор долгий, я сейчас не об этом. Мы забыли, что труд - это невероятно красиво. Что человек, делающий своё дело тоже становится красивым. Глаз горит. В глазу - мысль. Смысл, он вообще человека очень даже украшает.
Я очень люблю листать старые советские журналы. Везде - люди, работающие, и делающие это красиво. Вообще мастерство это ещё и завораживающий процесс. С ритмом, отточенными движениями, экономными и выверенными. Это умели снимать.
Кто-то скажет - "Ну, это агитка!" Ну, агитка, и что? Агитировали-то за правильные вещи. За культуру труда. За уважение к рабочему человеку. За осмысленную деятельность, несущую пользу. За то, что мир можно сделать лучше. Удобнее и счастливее. Агитировали за то, что каждый нужен обществу. Знаете, мне этого не хватает. А вам?
Нет ли у вас ощущения, что необходимый обществу труд обесценили? Или прав капитализм - если ты хороший специалист, то и зарабатывать будешь хорошо, и люди уважать будут? Необходимо ли вообще людям уважение труда от государства и общества или личность сама пробьется и сама себя уважать должна? Вы как думаете?
#ссср #фотографии ссср #труд в ссср