Как-то так повелось, что неугодных для себя животных человек называет вредителями. Забежал в курятник хорек – вредитель. Закусил волк оленем в лесу – вредитель. Поймал ястреб курицу – вредитель. Даже если эта курица не сидела на участке владельца, а шлялась по деревне, а то и за ее пределами, рискуя попасть не только в когти ястреба или зубы лисице, но и под машину.
А ведь тех, кого человек считает вредными, он порой сделал таковыми сам. Например, завезли как-то в Россию и интродуцировали канадских бобров. Им очень у нас понравилось - настолько, что они не только освоили обширную территорию, но и вовсе вытеснили наш аборигенный вид европейского бобра в некоторых местах. Ведь несмотря на то, что только специалист может различить эти два вида, между собой они не спариваются и потомства не оставляют. И поведение у них разное, и способ строительства. Канадский строит огромные плотинища по сравнению со скромными постройками своего европейского брата. И именно его сооружения изменяют наполненность рек со всеми вытекающими последствиями, губя тем самым находящиеся рядом леса.
Практически та же участь постигла и нашу европейскую норку, полностью вытесненную из ряда мест американской, все так же завезенной человеком.
Жила себе спокойно на Дальнем Востоке енотовидная собака. И вдруг потребовалось человеку расселить этого пушного зверька по всей стране. Теперь, когда еноток не встретишь разве что в пустыне, человек и ее объявил вредителем: мол, ходит по угодьям, ест все подряд, перевела всех птиц, гнездящихся на земле, и боровую дичь. То, что мы порой убиваем последнего глухаря или тетерева на току, не в счет. Мы же никогда ни в чем не виноваты.
Ондатра тоже не сама из Северной Америки приплыла. Десятки лет расселяли ее по всему СССР. И пока ее худо-бедно использовали в качестве пушного зверька, было терпимо. Но вот спрос на шапки из крысы пропал, и ондатра почувствовала себя хозяином на озерах и реках, где под чистую выедает сейчас прибрежную растительность, продвигаясь дальше и оставляя голодными других животных. Она тоже меняет целые биоценозы, лес в местах ее обитания растет гораздо медленнее, чем без нее. Спасибо хищникам: они помогают хоть как-то справиться с чужеземным грызуном.
О волке и вовсе можно не упоминать: его человек считает вредителем испокон веков и во все времена.
Хищные птицы тоже были таковыми, пока у нас не открылись глаза и мы не поняли, что на протяжении десятилетий уничтожали не врагов, а своих друзей. Теперь они объявлены полезными, и большая их часть взята под охрану. Хотя до сих пор некоторых из них, причем даже краснокнижных, считают вредителями и продолжают убивать с особой жестокостью, например, смазывая перья своих голубей ядами. А то, что сапсаны принимают многих декоративных голубей за больных и ущербных, за тех, кто подлежит изъятию из природы, поскольку криво летает и странно кувыркается в воздухе, в голову не приходит.
Фишка последних лет – завоз и выпуск в элитных охотхозяйствах из вольер на волю совершенно не приспособленных к условиям средней полосы России и к ее глубоким снегам ланей, которые хорошо живут, но только с подкормкой в зимнее время лишь в парковых лесах Европы. У нас же теперь эти животные считаются жуткими вредителями, хотя осознание того, что не сами они к нам все-таки прискакали, к счастью, есть. Но красивые и грациозные лани стали настоящим бедствием для жителей соседних деревень. Дня не проходит, чтобы кто-то из селян не позвонил нам и со слезами в голосе не поведал о том, что эти чуда чудные создания, не найдя в лесу пропитания, ринулись на приусадебные участки и наносят там ущерб не хуже саранчи, полностью уничтожая ягодные кустарники, разрывая снег под яблонями в поисках падалицы, обнажая корни деревьев, выедая из-под снега клубнику и обгрызая стволики молодых плодовых деревьев. Не боятся ни собак, ни людей, а убегая, перепрыгивают через заборы, часто ломая их. Вот уж точно вредители! Только не для элитных охотников, разумеется.
Развел вокруг себя человек помойки и свалки, заселились там мыши и крысы. За ними в населенные пункты потянулись и лисы, в один момент тоже ставшие вредителями, которых надо обязательно уничтожить прежде всего из-за угрозы бешенства. А то, что мыши-крысы его переносят, до людей как-то не доходит.
Заполонили города вороны и чайки, кормящиеся на наших отходах. Надо и их объявить вредителями и начать непримиримую борьбу. Даже если они своим присутствием и спасают нас от собственной же грязи, делают все для того, чтобы мы не захлебнулись в своих же отходах. Кстати, во времена Советского союза орнитологи отмечали, что после ежегодно проводимого в апреле ленинского субботника в гнездах ворон резко уменьшалось количество птенцов: их просто нечем было кормить родителям после генеральной уборки городов. Но об этом мы подумаем потом, когда убьём последнего «вредителя».
Но вот лично мне кажется, что на планете обитает всего один вид вредителя, тот, кто, объявив себя царем, единолично распоряжается всем тем, что ему не принадлежит. Например, жизнями тех, кто вынужден делить с ним одну планету. И этот «кто-то» настолько вреден, что скоро уничтожит не только свой дом, но и самого себя. И он объявляет врагами всех тех, кто не угодил конкретно ему.
А меж тем, в его отсутствие вновь начинают цвести сады, даже там, где некогда благодаря его же усилиям, была пустыня. Животные, оставленные без его попечительства, вдруг начинают возрождаться. Хищники, оказывается, не съедают свою последнюю жертву, а напротив, хорошо контролируют численность травоядных и грызунов - настолько, что те начинают процветать. И это наглядно увидели на примере Чернобыльской зоны, где и овцы целы, и волки сыты.
Так, может, стать нам наконец честными по отношению к ни в чем не повинным животным, объявив свой вид самым вредным для всего живого? Причем повсеместно!
Забавные и познавательные истории о Ваших питомцах -подписывайтесь на наш канал!
Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте