Ученые давно уже доказали прямую связь роста числа онкологических заболеваний и резкого увеличения поставок в Россию пальмового масла. Это не новость. Новостью является другое – насколько рьяно и цинично заинтересованные чиновники сопротивляются оздоровлению нашей пищи.
1. Скандал в благородном Союзе
Не так давно был скандал в рамках Евразийского экономического союза (в ЕАЭС входят Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Кыргызстан). Он разгорелся вокруг запрета на ввоз и производство пищевой продукции и сырья с глицидиловыми эфирами. Суть скандала в том, что этот полезный запрет кое-кто блокировал всеми способами. В итоге, по мнению ряда экспертов, еще минимум 4-5 лет масложировые комбинаты ЕАЭС поимели возможность не особо обращать внимания на потенциально опасные вещества в продукции.
Справка.
Глицидиловые эфиры в растительных маслах образуются при переработке масел, в процессе дезодорирования или рафинирования. Сложные химические соединения возникают при сильном нагревании – образуется глицидол. Если нарушается температурный режим хранения и транспортировки, если нарушены климатические условия – так же образуется излишек глицидола.
В общем, кое-кому из руководства Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) по-прежнему безразлично, что миллионы людей употребляют продукты с этими эфирами, которые провоцируют онкологические заболевания. Ведь ни для кого не секрет, что в наших странах дешевый растительный жир с повышенным содержанием глицидола добавляют в самые разные продукты.
Справка:
Глицидол - это органическое соединение, которое содержит эпоксидные и спиртовые функциональные группы. Представляет собой прозрачную бесцветную жидкость. В организме человека глицидиловые эфиры жирных кислот так же, как и при переработке масел, расщепляются до свободного глицидола. И в больших количествах он вреден и канцерогенен.
Этот опасный жир мы сегодня употребляем в колбасах, сосисках и йогуртах, выпечке, шоколаде и кондитерских изделиях. Да куда только его не суют ушлые производители товаров по «ТУ» (техническим условиям). Да и под надписью «ГОСТ» так же спокойно мы покупаем все ту же дрянь.
Производителям невыгодно применять новейшие, дорогие и эффективные технологии, которые позволяют очищать пальмовое масло от глицидиловых эфиров. Их за это не штрафуют, не закрывают – вообще никак не наказывают. Поэтому сегодня в России, да и других странах Евразийского экономического союза, таких современных пищевых производств почти нет. А в Индонезии и Малайзии, откуда мы миллионами тонн везем пальмовую отраву для употребления в пищу, тоже нет технологий очистки сырья. Хотя там и обещают вскоре исправиться.
Эксперты говорят, что сегодня на российских жиркомбинатах существует практика, когда лично для себя, своих работников, производятся «эксклюзивные партии» очищенных масел. А для массовой продажи используется не очищенное от избытка глицидола дешевое пальмовое масло. Зачем напрягаться, когда есть одна цель – максимально сократить издержки и затраты и максимально же увеличить свои доходы?
- Наше беднеющее население вынужденно покупает дешевые, не качественные продукты с повышенным содержанием глицидола, - комментирует онколог Сергей Южаков. – А чиновники продолжают в коррупционном союзе с недобросовестными производителями гнать в Россиию танкеры с масложировой отравой. Хотя не так давно на заседании Высшего совета ЕЭК Владимир Путин поставил вопрос об ответственности чиновников ЕЭК за выполнение ими принимаемых решений.
Однако, в настоящий момент в РФ и странах ЕАЭС методик определения глицидиловых эфиров не существует, нет ни соответствующих современных лабораторий, ни даже законодательной базы.
2. А как у них?
В Европе ещё в 2016 году установили необходимые регламенты для содержания глицидиловых эфиров, которые являются пробочными продуктами рафинирования жиров. Там рассчитали на основе опытов и научного анализа - сколько человеческий организм может переработать глицидила без вреда для себя. Это 1 мг на килограмм продукта. А для питания детей норматив еще ниже - 0,5 мг на килограмм веса. Только тщательно переработанное и очищенное от избыточного глицидола пищевое пальмовое масло поступает в Европе на прилавки магазинов. У производителей и продавцов можно потребовать специальный сертификат об отсутствии глицидиловых эфиров.
3. В России – без перемен
Трудно представить, чтобы в России при наших то специфических условиях ведения бизнеса производители масел ради здоровья покупателей пошли на серьезные затраты и финансовые издержки. А ведь им надо, как минимум, на производстве при дезодорировании сырья установить особые температурные режимы. Без этого не получится минимизировать содержание глицидиловых эфиров в продуктах питания. У нас они как минимум на треть превышают норму безопасности, установленную в Европею
Один только факт о дешёвом техническом масле, которое миллионами тонн закупают в Малайзии, чтобы нам скормить: для производства продуктов питания и для горючих материалов, лаков, топлива используют одно и то же пальмовое масло...
Но ситуацию, все же, пытаются сдвинуть с мертвой точки. Евразийский союз в 2019-м году принял Технический регламент «О безопасности пищевой продукции» стран ЕЭК. Там по примеру Европы есть обязательство регулировать содержание глицидола в пищевых продуктах.
Однако, чуда не случилось. Тут же из Беларуси прилетел «приветик» - тамошний министр по техническому регулированию Евразийской Экономической Комиссии Виктор Назаренко блокировал принятие этого регламента. Видимо, его босс, господин Лукашенко решил и дальше кормить свой бунтующий народ ударными дозами глицидола, так сказать, для успокоения?
Так что есть, кому сказать горячее «спасибо» за тот факт, что еще не один год мы и наши дети будем кушать канцерогенное пальмовое масло.