Северобайкальск на берегу озера Байкал – город ленинградский. ЦК КПСС и Совет Министров СССР поручил коллективу Главленинградстроя построить новый город на трассе БАМа. Мощное кадровое шефство над строительством осуществлял ленинградский обком ВЛКСМ. 03 февраля 1975 года был создан трест «ЛенинградБАМстрой», 07 февраля «Служба БАМ» при Главленинградстрое. Это считается днём рождения славного трудового коллектива, построившего город Северобайкальск. За долгие годы строительства города ленинградскую школу строителей прошли тысячи людей. Первый большой отряд «Комсомолец Ленинграда» отправился на БАМ в апреле 1975 года. Командиром этого отряда обком комсомола утвердил Владимира Павловича Зинкевича, а комиссаром Анатолия Дмитриевича Кошкина. Отряд был многочисленный, около двухсот человек и разделён на четыре линейных отряда: «Дзержинец» (командир Вениамин Махов, комиссар Анатолий Песков), «Монолит» (командир Дмитрий Риман, комиссар Вадим Лебедев), «Прометей» (командир Валерий Вишталь, комиссар Сергей Новосёлов) и «Атлант» (командир Юрий Пономарёв, комиссар Любовь Манзулова). Важно знать, что Бурятский участок западного БАМа растянулся на 524 км. Строящаяся здесь железнодорожная магистраль проходила по вечной мерзлоте, через болота и огромные горные хребты. Участок оказался самым сложным в инженерно-геологическом, сейсмологическом и климатическом плане. Его строительство потребовало новых научно-технических решений по сооружению тоннелей, мостов, искусственных строительных сооружений, линий электропередач. Составляя по протяжённости лишь шестую часть БАМа, Бурятский участок вобрал в себя треть его общей стоимости. Он отличался полным отсутствием автомобильных дорог, удалённостью от Транссибирской железной дороги и центра республики и, как следствие этого, малой экономической освоенностью территории. Здесь все строительные подразделения приходилось создавать с ноля.
Построить жильё, объекты жилищно - коммунального назначения, производственную базу в голой тайге, куда стройматериалы, механизмы и машины доставлялись с огромной сложностью, было неимоверно трудно. Отсутствие надёжных транспортных коммуникаций было главным сдерживающим фактором в реализации планов строительства БАМа. Необходимо было решать проблемы создания транспортной схемы для доставки грузов, организации материально-технического снабжения стройки, обеспечения строителей всем необходимым для первых зимовок в условиях необжитой таёжной территории, приступать к строительству рабочих посёлков. Строители-ленинградцы двигались в Байкальском и Северомуйском направлениях, вырубая в тайге просеки и отсыпая автомобильные дороги. Они пришли сюда не только за подземными кладами полезных ископаемых Восточной Сибири, но и за красотой и самобытностью здешних мест. Пришли, чтобы увидев всё это, поразиться и остаться. Чтобы почувствовать: здесь, на БАМе, не только настоящее большое дело, но и другая настоящая жизнь. Здесь, рядом с огромным зеркалом священного озера Байкал, будет наша вторая родина. Северный Байкал - одно из красивейших мест Сибири. Здесь удивительное разнообразие природы, необъятные водные просторы в обрамлении диких лесов, заснеженные вершины горных хребтов, полноводные, холодные реки и ручьи, тёплые озера и горячие источники, и, на удивление, солнечные песчаные пляжи.
10 ноября 1974 года для централизованного руководства стройкой была создана одна из самых крупных строительных организаций управления «ГлавБАМстрой» – трест «Нижнеангарсктрансстрой». Он и стал генеральным подрядчиком строительства БАМа по территории Бурятии. В 1977 году был заложен первый кубометр бетона в первый жилой пятиэтажный дом Северобайкальска. В 1974–1976 г.г. были вырублены просеки под автомобильную и железную дороги общей протяженностью более 500 км, построено 450 км автомобильных дорог, причалы в порту Байкал, Култуке, Усть-Баргузине и на мысе Курлы. Одновременно трестом НАТС создавались припортальные и шахтные строительные площадки на Байкальском и Северомуйском тоннелях, велись монтажные работы по устройству радиосвязи, сборка жилых домов во временных посёлках, строительство перевалочных и производственных баз. Строители «Нижнеангарсктрансстроя» занимались устройством зимних автодорог от мыса Курлы до порталов Байкальского и Северомуйского тоннелей, перевозкой грунта, строительных материалов, сборных домов, промышленного оборудования. На трассе БАМа были созданы новые посёлки – Кичера, Новый Уоян, Гоуджекит, Северомуйск и город Северобайкальск. К концу 1976 года в них было построено около 60 тыс. кв. м жилья, 10 столовых, 15 магазинов, 2 клуба, больница, амбулатория, 2 детских сада и другие объекты.
В мае 1978 года в Бурятию прибыл новый Всесоюзный комсомольский отряд имени ХVIII съезда ВЛКСМ в составе более 300 человек. Это были посланцы комсомола от Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдавии, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Ленинградской области. Командиром отряда был назначен В. И. Аксёнов, комиссаром отряда – А. И. Рябков. Бойцы ударного отряда пополнили коллектив СМП-608 в посёлке Кичера. В конце 1978 года на Бурятском участке уже действовали 42 строительных коллектива и 11 обслуживающих организаций, в которых трудилось около 17 тыс. чел. К началу строительства Бурятского участка БАМа на севере Байкала к 1974 году было всего 8 км старой просёлочной дороги и десятки вёрст оленьих троп. Как здесь строить железную дорогу? Поэтому главной задачей стало создание сети постоянных и временных автомобильных дорог, связывающих между собой разные участки строительства магистрали. Построенная вдоль трассы автодорога от Нижнеангарска до западного портала Байкальского тоннеля с 1976 года обеспечила круглогодичный проезд от Усть-Кута до Нижнеангарска. Сооружение участков притрассовой автодороги от Уояна до восточного портала Северомуйского тоннеля и от Нижнеангарска до Нового Уояна связало между собой оба тоннеля, обеспечив доставку всех необходимых грузов.
На Бурятском участке БАМа была особенность - ледовая дорога по Байкалу, по которой с начала февраля до середины апреля можно было перебрасывать на север необходимые для стройки грузы. Эта ледовая дорога по Байкалу существовала почти 3 года, пока стальная колея магистрали, укладываемая строителями Западного участка от Усть-Кута, не подошла к границе Бурятии. Важно отметить, что на строительстве БАМа тех 1970 - 1980-х лет впервые в отечественной практике массово применялась импортная техника. Зарубежные фирмы по контрактам поставляли на стройку свои машины и оборудование – автомобили и самосвалы «Магирус», прицепы «Кёгель (ФРГ)», бульдозеры «Интернешнл Хорвестер», тракторы «Катерпиллер» (США), экскаваторы «Като», бульдозеры «Комацу» (Япония). Создание разветвлённой транспортной схемы во все труднодоступные места севера Бурятии стало героической страницей в летописи строительства Бурятского участка БАМа. Строители магистрали наконец-то получили надёжную транспортную связь с Транссибом и другими регионами СССР, которая обеспечила поступление на стройку современной техники и оборудования. Это в разы ускорило укладку железнодорожных путей и позволило приступить к главному - горнопроходческим работам на тоннелях сложно проходимых хребтов. Трасса БАМа вводилась в строй поэтапно, поэтому готовые участки поочерёдно поступали во временную эксплуатацию для транспортировки грузов. 01 октября 1980 года Байкало-Амурская железная дорога была разделена на 3 отделения: Северобайкальское, Тындинское и Ургальское.
В состав нового Северобайкальского отделения вошла дорога от Усть-Кута (Иркутская область) до Хани (Якутская АССР). С января 1986 года Северобайкальское отделение дороги стало работать уже на правах постоянной эксплуатации. 17 ноября 1975 года был утвержден проект строительства города Северобайкальск на мысе Курлы, подготовленный инженерами ленинградского института «Ленгипрогор». Основным подрядчиком строительства города был трест «ЛенинградБАМстрой». Строители с берегов Невы возвели в городе более 90 тыс. кв. м качественного жилья, построили объекты социально-культурного назначения: 2 школы, 4 детских сада, административные и транспортные здания, железнодорожный и автомобильный вокзалы и ряд других сооружений. Северобайкальск из рядового посёлка превратился в современный город с развитой транспортной, промышленной, торговой и социально-бытовой инфраструктурой, учреждениями культуры и образования. Всего же на строящейся трассе западного крыла БАМа до Хани появилось 12 посёлков. Во всех были созданы условия для нормальной жизни людей: работали магазины, столовые, школы, детские сады, пионерские лагеря, учреждения здравоохранения. Один из трёх городов магистрали возник в 1974 году и развивался на северном Байкале. Эти места на озере Байкал, хоть и северные, но расположены на широте Москвы, а солнечных дней здесь столько же, сколько в Крыму. Вода летом нагревается до +25 градусов. Для зоны БАМа это явление необычное.
В 1990 г. Северобайкальское отделение приняло весь участок железнодорожной линии на электровозной тяге от Северобайкальска до Хани, протяжённостью 700 км главного пути. Город Северобайкальск на БАМе уникален тем, что имеет своё неповторимое лицо, его ни с чем на магистрали не спутать. Проектировали и строили его ленинградцы - поэтому неудивительно, что на привокзальной площади стоит памятник Ленинградским Строителям, а главный проспект города носит имя Ленинградского. Планировка тут квадратно-гнездовая, а проспекты широкие и прямые. Кроме того, он - как и Ленинград - стоит на Большой воде. Его старший брат (или, скорее, папа) выходит фронтом на Финский залив, а сын - на озеро Байкал.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал, впереди много интересного и познавательного про настоящий БАМ до 1996 года.
Пишите комментарии. До новых встреч в 2022 году!