Точнее, не на весь фильм «Стена», а на самый известный анимационный эпизод с шагающими молотками. Именно оный был фактически заимствован из советского мультфильма «Шкатулка с секретом» (1976), из отрывка, когда идущие шеренгой молотки рискуют наступить на удирающего от них Арлекина.
Мультфильм был очень вольной экранизацией сказки Владимира Одоевского «Городок в табакерке» (1834). Надо отметить, что автор был известен не только как писатель и общественный деятель, но и как личность, увлеченная изучением «тайных наук», а потому многие его сказки можно был бы назвать «мистическими триллерами».
Мультфильм получился под стать этому определению. Если оставить в стороне его поп-артовую манеру исполнения, вызывающую в памяти «Желтую подводную лодку», то некоторые сцены кажутся мрачноватыми, а отдельные эпизоды и вовсе походят на проявление барочного ужаса. Наверное, по этой причине советские дети побаивались этого мультфильма.
Взять хотя бы момент, когда мальчик только-только попадает внутрь табакерки. Он шествует вдоль зубчатых шестерен и шипастых валов, которые воспринимаются как нечто угрожающее. Невольно вспоминаются либо фантастические хорроры («Сквозь горизонт»), либо антиутопии.
А потому действие подобает мрачной иронии Терри Гиллиама («Воображариум доктора Парнаса»). Опять же появление такого персонажа как Арлекин вызывает не столько радость, сколь очередной приступ тревоги. Есть в нём нечто инфернальное, отсылающее нас к выражению «черт из табакерки».
Также же нельзя не отметить, что «шкатулка с секретом» - это в высшей мере криминальное словосочетание, встречающееся в бесконечном количестве детективов и триллеров. Нередко такая вещица является хранительницей страшного секрета. Подобный невольно чувствуется и в мультфильме. Взрослый папа словно спрашивает своего сына: постиг ли ты Великую Тайну?
Это, конечно же, не про механизм музыкальной шкатулки, а про устройство нашей жизни и Вселенной в целом. А именно то, что все вещи должны находиться в органическом порядке, дополняя друг друга, что обеспечивает работу «организма» в целом.
А вот всякого рода «клоуны» не должны стремиться слишком привлекать к себе внимание, в итоге вызывая сбой в работе системы жизнеобеспечения. По этой причине шагающие молотки в советском мультфильме и в «Стене» обладают разным значением. В «Шкатулке» они заняты сугубо «своим делом».
Завершая наш рассказ, нельзя не отметить удивительный музыкальный ряд, который звучит прямо-таки как «экспериментальная симфония жизни». Что позволяет провести параллели с песнями из советского же детско-криминального фильма «Дорогой мальчик» (1974). Хотя музыкальные коллективы были разные.