Найти в Дзене
море и пароходы

Всё, что в море найденное - ничьё? Разбор одного заблуждения

Я не знаю, откуда растут уши или ноги из весьма популярного мнения, что - всё найденное в море - ничьё, и по праву нашедшего, принадлежит вам. И, честно говоря, не хочется и искать источники. которые легли в основу этого мнения и убеждения. Но сразу бы хотел сказать, джентельмены, что мнение это ошибочное. Правильнее назвать это заблуждением.

Нет в море ничего ничьего. Всё имеет своего хозяина, дрейфующее ли судно с грузом без экипажа в международных водах, выброшенный ли контейнер морем на береговую линию. Ну, а то, что в момент обнаружения этих предметов они были без присмотра и пригляда, это просто так сложились обстоятельства. И по международным законам, попытка присвоить имущество с таких находок, может обернуться уголовным делом против нашедшего.

Фото из открытых источников. Контейнер на берегу. Чей он?
Фото из открытых источников. Контейнер на берегу. Чей он?

То, что в некоторых случаях присвоение находок прошло успешно, говорит только об одном - закон по каким либо причинам не сработал. А вот то, что у некоторых прошло успешно, никак не обещает такого же гладкого и успешного дела по присвоению у других. Примеров тьма.

Законы о находках в море существуют очень давно, и всё подробно расписано, как поступать в случае обнаружения такого "бесхозного" предмета. Есть законы государства, которые регулируют действия при обнаружении предметов в территориальных водах этих государств. Есть международные законы, которые регулируют действия при находках в международных водах.

Ну, порядку.

Находка в международных водах.

Любой обнаруженный предмет в международных водах имеет своего хозяина. Как этот предмет попал в море и болтается по воле волн, это другой разговор. Контейнер мог быть смыт за борт во время шторма. Дрейфующее судно без экипажа, но с грузом или без, мог быть оставлен экипажем из-за неверной оценки обстановки во время шторма. Сами спаслись на шлюпках или плотах, судно бросили, а оно вот не затонуло, а пошло мореходить само по себе.

Вот ситуация, судно с генгрузом и небольшим количеством контейнеров попадает в шторм. В трюме происходит смещение груза, судно получает крен. При крене несколько контейнеров уходит за борт. Крышка трюма при этом деформируется и забортная вода попадает в трюм, и крен при этом ещё больше увеличивается, достигая близких к критическим значений. Кажется, ещё немного, и всё, судно затонет. Капитан приказывает дать сигнал о бедствии, и принимает решение оставить судно. При таком крене шлюпки спустить уже не получится, если на судне не установлены шлюпки свободного падения. Поэтому экипаж спасается на плотиках. Другое судно, приняв сигнал о бедствии, разворачивается, и уходит с курса на помощь. Плотики уносит в море, и экипаж не знает, что произошло с судном впоследствии. На плаву оно или нет. Судно-спасатель находит плотики в море, принимает на борт экипаж, и продолжает движение по своему расписанию.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А судно с креном - не затонуло. Вот, получилось так. Шторм улёгся, и судно начало свой дрейф, с креном и грузом. Долго ли, коротко оно дрейфовало, но тут это судно находит в море другое судно. Удостоверяются, что на судне людей нет, что судно брошено. Те, контейнеры, что остались на борту набиты дорогими вещами. Груз в трюмах частично испорчен забортной водой.

Казалось бы, вот оно - счастье! Растаскиваем дорогие вещички по каютам, делим между членами экипажа. Ну, а само судно, с грузом... да пусть дальше дрейфует.

На самом деле - нет. Поскольку судовладелец брошенного судна не знает о точной судьбе своего судна, это судно продолжает находиться в собственности принципала. Даже если затонуло.

Если он уверен в том, что судно затонуло, он объявляет отказ от этого судна, и тогда право собственности на это судно переходит к страховой компании, которая страховала это судно и груз.

Поэтому, первое, что должен сделать экипаж, который нашёл брошенное судно, это известить своего судовладельца о находке. А там уже найдут истинного владельца и известят его.

И вот здесь начинается самое интересное. Судовладелец или страховая могут обратиться к нашедшим с просьбой спасти дрейфующее судно. Всё, с этого момента начинается спасение. И спасение, естественно, за вознаграждение. Это людей спасают бесплатно, а вот железо и груз - за вознаграждение по установленному договору. Но могут начать спасение и без договора.

Аварийное судно берут на буксир и ведут в ближайший порт. И вот там уже начинается расчёт вознаграждения за спасённое судно. В случае уговоренного вознаграждения, там всё понятно. А вот если спасение было без договора, там всё сложнее. Учитывается многое, сложность спасения, погодные условия, сколько дополнительных средств было затрачено на спасение, и вот здесь - внимание! - вознаграждение может быть равно стоимости спасённого судна и груза. Но не выше этой стоимости. То, есть, все 100 % стоимости. И в таком случае владельцу аварийного судна и груза проще отказаться от своего имущества в пользу спасателя.

То же самое и с обнаруженным контейнером в море. Если вы достаёте его из воды, доставляете в порт - вам должны выплатить вознаграждение за спасение имущества.

Иными словами, все эти операции попадают под конвенцию о спасении. Так, что, понятно, да? - вот это - Оооо, чего я нашёл! теперь это моё! - не проходит по нормам международного морского права. Сначала нужно установить владельца судна и груза, и вот только при условии полного и безоговорочного его отказа от имущества, только тогда найденное станет вашей собственностью.

Находка в территориальных водах и на береговой линии.

А вот здесь совсем всё плохо. Для нашедшего. Если он решит присвоит найденное.

Во многих государствах всё найденное в территориальных водах или на береговой линии принадлежит государству. Вы нашли что-то? Известите власти о своей находке. Если попытаетесь присвоить, то можно попасть под уголовную статью за кражу государственного имущества.

Причём законы сейчас несколько мягче, чем пару столетий назад. Например в Англии все находки принадлежат Короне. И за утаивание этих находок наказание могло быть весьма суровым. Суровым, это виселица и петля. Сейчас на виселицу никого не потащат, но тем не менее, сидеть в тюрьме или выплачивать штрафы перспектива тоже, так себе.

В 2007 году у побережья Англии потерпел крушение контейнеровоз MSC NAPOLI. Часть контейнеров попала в море и были вынесены волнами на берег Англии на радость местным жителям, которые тут же принялись потрошить эти контейнеры. Так, вот, эти действия были объявлены властями незаконными, и особо рьяные потрошители попали на скамью подсудимых. Пример с MSC NAPOLI можно назвать хрестоматийным и на сегодняшний день наиболее известным. Но такие казусы случаются по всему миру.

MSC NAPOLI. Фото из открытых источников
MSC NAPOLI. Фото из открытых источников

Например, в Бразилии, в 2017 году, с борта контейнеровоза LOG IN PANTANAL ушло в море 45 контейнеров. Часть контейнеров раскрылась сама, выпустив груз в самостоятельное плавание, часть контейнеров сохраняла плавучесть и была выброшена на берег, где их вскрывала радостная местная братва, устроив своеобразный День мародёра. Каково же было их изумление, когда к месту празднества прибыла полиция, и без лишних слов принялась винтить особо активных.

Так, что и здесь с находками не всё так просто. Нашли? Известите власти. Ну, может вам и выдадут какую либо премию. А вот если вы решите, что это ваше, тут уже премия может быть со знаком "минус".

Отдельный случай с искателями кладов и затонувших судов.

Если были обнаружены ценности и сокровища с затонувших судов в территориальных водах государства, тут и говорить не о чем. Всё это принадлежит государству.

Находка же в международных водах уже даёт более широкий диапазон действий. Но каждый случай, это предмет особого обсуждения. Законодательство в этих случаях несколько запутано, но в целом понятно.

И эти случаи зачастую тоже подпадают под конвенцию о спасении. И страна, которой принадлежал корабль, пусть даже и затонувший 200-300 лет назад, может предъявить права на этот корабль. На корабль и на груз.

Снова, хрестоматийный пример с находкой испанского корабля Nuestra Senora de las Mercedes. Компания, которая занимается поиском кораблей, потерпевших крушение, обнаружила этот корабль вместе с грузом - почти 17 тонн золотых и серебряных монет, и другие драгоценные изделия. Но суд постановил вернуть весь этот груз законному владельцу, современной Испании. Компания, которая сделала находку, заявила, что груз был найден в нейтральных водах, и компания имеет полное право на находку. Однако Испания в ответ заявила, что никогда не оформляла отказ от права собственности на корабль и груз. В спор за груз пыталась ещё вмешаться Перу, обосновывая своё право на собственность этого груза тем, что золото было добыто на территории Перу, там же и чеканились эти монеты.

-5

Ну, поиски сокровищ затонувших кораблей мероприятие весьма затратное. А вот поиски сокровищ на современных пляжах с помощью детекторов вполне допустимо. Некоторые государства Карибского бассейна ничего не имеют против по поиску золотых или других украшений. Но только современных! И при этих поисках разрешается использовать любительские металлодетекторы, профессиональное оборудование уже запрещено.

Заключение.

Всё изложенное в посте кратко. Только для понимания ситуации, не более. На самом деле эта часть морского и международного права, как находки в море и на берегу, спасение, это очень обширная тема. И в каждом случае надо разбираться отдельно.

Но самое главное - нет такого закона, по которому всё найденное принадлежит нашедшему. Это заблуждение. И иногда, очень опасное.