Найти в Дзене
Хронопортация

Откуда в Аргентине взялся русский православный храм, который одобрил агрессию нацистов против Советского Союза

Вся история человечества - это история войн, зримых и незримых. В том числе религиозных. И даже сближение цивилизаций под маской веры – это всего лишь продолжение войны, но более коварной, ведущей к исчезновению более слабых культур. Именно поэтому Западная Европа и Россия много веков не могут найти общий язык. Противостояние между католической и православной церковью – это продолжение борьбы цивилизаций. Первую католическую мессу на территории нынешней Аргентины отслужили в 1519 году. Это произошло на 360 лет раньше, чем в Буэнос-Айресе сложилась первая православная община, которая состояла в основном из греков, сирийцев, сербов и русских. Но, к сожалению, у неё отсутствовали деньги на строительство своей церкви. В 1887 году община обратилась к русскому царю Александру III с просьбой построить православный храм. И император неожиданно помог. В 1888 году с помощью русского посла Ионина в Буэнос-Айресе открылся новый приход. Он занимал две комнаты в частном доме, а уже 1 января 1889 г.

Вся история человечества - это история войн, зримых и незримых. В том числе религиозных. И даже сближение цивилизаций под маской веры – это всего лишь продолжение войны, но более коварной, ведущей к исчезновению более слабых культур. Именно поэтому Западная Европа и Россия много веков не могут найти общий язык.

Противостояние между католической и православной церковью – это продолжение борьбы цивилизаций. Первую католическую мессу на территории нынешней Аргентины отслужили в 1519 году. Это произошло на 360 лет раньше, чем в Буэнос-Айресе сложилась первая православная община, которая состояла в основном из греков, сирийцев, сербов и русских. Но, к сожалению, у неё отсутствовали деньги на строительство своей церкви. В 1887 году община обратилась к русскому царю Александру III с просьбой построить православный храм. И император неожиданно помог.

В 1888 году с помощью русского посла Ионина в Буэнос-Айресе открылся новый приход. Он занимал две комнаты в частном доме, а уже 1 января 1889 г. в нём прошла первая православная литургия в истории Южной Америки. Число эмигрантов из России стремительно росло. Через несколько лет приход перестал вмещать всех желающих, а средств на строительство нового храма катастрофически не хватало. В 1897 г. настоятель храма Константин Изразцов отправился в Россию, где добился аудиенции у Николая II, и тот выделил на благую цель 5 000 рублей.

Так Свято-Троицкий собор в г. Буэнос-Айрес выглядит сейчас. Фото: iver-chudo.com
Так Свято-Троицкий собор в г. Буэнос-Айрес выглядит сейчас. Фото: iver-chudo.com

Также пожертвовали на новую церковь: императрица Мария Федоровна, русский протоиерей Иоанн Кронштадский, врач царской семьи Боткин и другие меценаты империи. По всей Руси шёл сбор на строительство православной церкви в далекой католической Аргентине и, в итоге, нужную сумму удалось собрать. Свято-Троицкий собор с пятью голубыми куполами в стиле московских церквей начала 17 века заложили 6 декабря 1898 г. Стройка расположилась в центре аргентинской столицы, а 23 сентября 1901 г. он был освящен в присутствии президента Хулио Рока.

Поражали красота и убранство внутри храма. Мощи святых пожертвовали афонские монахи, а иконы и церковную утварь церковь приняла в дар от русских приходов и частных лиц. На его первом этаже функционировала школа, где детей учили закону Божьему и молитвам, а на втором шли службы. Церковь занималась благотворительностью, чему способствовало то, что настоятель Константин Изразцов занял денег у местного бизнесмена. На эти средства построили доходный дом, который вскоре стал главным источником содержания церкви.

После двух революций в России и Гражданской войны в Аргентину хлынул поток бывших белогвардейцев. Многих из них храм буквально спас, ведь им давали кров и кормили, открыв приют для нуждающихся. В 20-е годы прошлого столетия храм перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и стал центром белой эмиграции в Южной Америке.

После начала ВОВ престарелый настоятель Константин Изразцов (1865 - 1953) с амвона одобрил агрессию фашистской Германии против СССР. Старец назвал её "освобождением России от большевиков", однако царский генерал А. В. Шварц потребовал, чтобы Изразцов отслужил молебен о победе Советского Союза. Батюшка категорически отказал на основании, что молиться за победу тех, кто разрушает храмы, нельзя. Тем самым настоятель встал на сторону врага, а половина верующих покинула общину. Епископ Русской Православной Церкви Заграницей Иоанн (Берзинь) охарактеризовал Изразцова так:

"Именовать его апостолом не совсем верно, т. к. он не просвещал неверующих, а духовно обслуживал уже верующих. Действительно, отец Константин Изразцов был активен в храмостроительстве и создании церковных общин, но, по моему впечатлению, он относился к плодам своих трудов как к личной собственности".
Протопресвитер Изразцов Константин Гаврилович, фото 1914 года.
Протопресвитер Изразцов Константин Гаврилович, фото 1914 года.

После ВМВ Изразцов способствовал тому, что в 1948 г. Аргентина приняла 10 тыс. бежавших из СССР власовцев, бывших пособников фашистов и членов их семей. В том же году настоятель изменил Устав Ассоциации храма, объявил что покидает РПЦЗ и переходит в Северо-Американскую митрополию. И лишь в разгар "Холодной войны" (1961 г.) аргентинская церковь вернулась в состав РПЦЗ. В 1955 году Изразцова не стало. Московский патриархат подал иск в аргентинский суд, чтобы храм признали его собственностью. Однако процесс длился до 1975 года и судьи вынесли вердикт:

"РПЦ никогда не владела имуществом, на которое здесь претендует".

В 2006 г. состоялось объединение и восстановление канонического общения РПЦ и РПЦЗ. Однако храм Святой Троицы покинул РПЦЗ и вошёл в состав раскольнической группировки епископа Агафангела. Она считается неканоническим православным объединением, а настоятелем церкви стал протоиерей Александр Ивашевич. Связано это с тем, что якобы РПЦ не покаялась в "сергианстве". А "сергианство" - это помощь РПЦ атеистическому и богоборческому государству СССР.

Думаю, что хоть Союз и боролся с церковью, но всё равно жил по христианским законам, так как являлся социальным государством. Судите по делам его, а не по словам. Вскоре указом РПЦЗ Александра отлучили от сана. Он продолжает службы в здании Святой Троицы до сих пор, но РПЦ И РПЦЗ не рекомендуют православным посещать данный приход. В 2012 году по запросу уругвайской прокуратуры протоиерей был арестован Интерполом. Его обвинили в отмывании "грязных денег из России" и священник провёл за решёткой целый год.

"Ивашевич вёл бизнес с "новыми русскими", которые в 90-х начали осваивать Латинскую Америку. В то время финансовым раем на континенте слыл Уругвай, откуда до Буэнос-Айреса час ходу на пароме. Ивашевич туда и ездил, благополучно сочетая служение Господу с не вполне легальными мирскими заботами..."
Отрывок из статьи "Танго с раскольниками", "Московский монитор", 2018 г.
Внутреннее убранство обители, фото: southamerica.cerkov.ru
Внутреннее убранство обители, фото: southamerica.cerkov.ru

Сейчас храм продолжает заниматься благотворительностью, каждый день кормит бездомных и просто малоимущих людей. Деньги на благие дела приносят изготовление свечей и плантации падуба на севере Аргентины. Богослужения проходят по субботам (всенощная) и по воскресеньям (литургия). На них приходят по 15-20 человек, а также в православные праздники, их посещает по 100-150 прихожан.

Напоследок очень хочется пожелать скорейшего примирения РПЦЗ и церкви Святой Троицы. Данная вражда выгоды никому не принесёт и лишь ослабляет православие.

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.