Найти в Дзене
Белорус и Я

Истинный сын Беларуси. Часть 5

Оглавление
Пётр Машеров в воспоминаниях младшей сестры.

Два года в школе, воспитание талантов

Фрагмент из воспоминаний Ольги Мироновны Пронько-Машеровой. Опубликовано в изданном ФНКА Белорусов России и представленном на соискание премии Союзного государства сборнике воспоминаний о жизни политика «Сын белорусского народа. Продолжение эпохи».

Предыдущие части здесь:
Введение
Отчий дом
Детство
Юность
Чёрный ворон

Учитель

День первого сентября 1939 г. был знаменательным для Петра Мироновича. Он вливался в новый педагогический коллектив. Это – его первый учебный год. Волновался, конечно.

Когда директор школы представил Петра Мироновича учительскому коллективу, все были удивлены его молодостью, очарованы его красотой, обаятельной улыбкой, особенно женская половина коллектива.

А он стройный, высокий, подтянутый предстал перед ними в тщательно отглаженном светлом костюме и безупречно белой рубашке. Знакомство с коллегами прошло в доброжелательной обстановке, а среди учеников кое-кто пытался "проверить" молодого учителя.

Классный руководитель П. М. Машеров со своими учениками. 1940–41 гг., Россоны
Классный руководитель П. М. Машеров со своими учениками. 1940–41 гг., Россоны

Заходит Пётр Миронович в 9-й класс, классным руководителем которого его назначили, окинул дружелюбным внимательным взглядом учеников, поздоровался. На приветствие учителя все встали, а один – сидит. Да еще длинные ноги (его в классе называли "дылда") вытянул и чуть ли не до стола. Пётр Миронович спокойно говорит:

– Давайте, ребята, проверим ваши знания по физике.

В классе наступила "мертвая" тишина. Длинноногий второгодник подтянулся и опустил голову (он по возрасту мало отличался от учителя).

Пётр Миронович спросил несколько учеников, по физике они знаниями не блистали. Никто из них не мог решить простейшую задачу. Они учили теорию, "зубрили" законы и формулы, а осмысление и практическая реализация полученных знаний были "за семью замками". Все были удивлены, что по физике надо решать задачи, а Пётр Миронович понял, что предстоит большая, кропотливая работа с ребятами.

Днем и вечером находился с учениками, задумкам не было конца. Организовал танцевальный кружок, руководителем которого стала Екатерина Володько, преподаватель немецкого языка (по просьбе Петра Мироновича). А сам Машеров был руководителем и режиссером драматического кружка, в котором участвовали старшеклассники и учителя. Ставили классические постановки. Успешно шла пьеса А. Н. Островского "Лес", главную роль в которой исполнял Пётр. Несчастливцев в его исполнении казался неподражаемым. На сцену выходит высокий, в необычной одежде и баритоном (почти басом) произносит монолог:

– …Люди! Люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы – вода! Ваши сердца – твердый булат!..

А рядом, возле него суетится маленький, толстенький Аркашка (учитель географии). Эту постановку много раз показывали в районном Доме культуры, а народ шел и шел. Да, талантливый человек, он во всем талантлив!

Братья Машеровы (слева направо). Петр Миронович - учитель Россонской СШ, Павел Миронович - директор Клястицкой СШ. Россоны, 1939 год. Фото: ross-bel.ru
Братья Машеровы (слева направо). Петр Миронович - учитель Россонской СШ, Павел Миронович - директор Клястицкой СШ. Россоны, 1939 год. Фото: ross-bel.ru

К любому начинанию Пётр Миронович относился серьезно, вдумчиво, работал с полной отдачей. Каждый ученик для него – индивидуальность, он к каждому находил подход, был добрым, отзывчивым и справедливым, строгим и требовательным. Хорошую оценку у него было получить трудно, но эта оценка заслуженная, приносила радость и уверенность.

Пётр Миронович внес новую струю не только в жизнь школы, но и в жизнь районного центра. Он был признанным авторитетом, его энергия, активность передавались всем, кто находился с ним рядом. Ученики его любили, учителя его уважали, а я очень обожала своего брата, гордилась им и хотела быть похожей на него не только лицом (о чем мне все говорили), а в делах, учебе, поведении, поступках, в работе.

Пётр Миронович учил детей не только решать задачи по физике и математике. Он учил их мыслить, все делать с пониманием, с интересом. Заражал учащихся все новыми идеями. Школа для него была не местом работы, а домом, в котором его кипучая энергия и глубокие знания находили благоприятную почву и давали удивительные всходы. Все выпускники 10-х классов Россонской школы без проблем, даже при больших конкурсах, поступали в технические вузы Ленинграда.

П. М. Машеров  среди учителей и выпускников школы. 1941 г., Россоны.
П. М. Машеров среди учителей и выпускников школы. 1941 г., Россоны.

Пётр Миронович радовался успехам своих учеников, и в разговоре с Павлом (он уже работал директором Клястицкой средней школы) сообщал:

– Могу похвастаться, что за два года ни один мой ученик не провалился, даже при конкурсах. Я к чему веду разговор – наши ребята способные! Нужен хороший учитель, нужно уметь хорошо учить. Какие они способные! Они могут овладеть весьма сложными вопросами. Всем ученикам нелегко давалась математика, но даже тех, для кого она была наиболее трудной, можно научить. Я вел математику с 9-го класса, а если бы с 7-го? Каких бы талантов навыращивал!

Да, Пётр Машеров был прирожденным учителем. Педагог-талант. Дай ему только время. Всего за два года сумел вдохнуть в душу школьников уверенность в свои силы, стремление к знаниям, любовь к родной земле, любовь к Родине. Но, к сожалению, второй год его работы в школе стал последним мирным годом. Счастливое время, когда можно было созидать и выращивать таланты, в один миг окончилось.

Наступило время жесточайшей борьбы с озверелым врагом за спасение родного Отечества. Старшеклассники, не задумываясь, смело пошли за своим учителем Петром Мироновичем Машеровым в комсомольское антифашистское подполье, влились в созданный им партизанский отряд им. Щорса и громили оккупантов до победного салюта.

Далее:
Коммунист
Символ

-5

© "Белорус и Я" и ФНКА Белорусов России, 2021

Печатается с разрешения издателей.

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала
о
Патриархах Союзного государства
смотрите
здесь

ТОП-3