Мне нравятся видеоигры. Но только я не особо люблю то что на слуху. Не фанат Dota и Counter Strike. Как то вышло что завлекают меня больше истории. Поэтому почти всё построенное на соревновательном геймплее проходит сильно мимо. Тем не менее, я регулярно, примерно раз в год, устанавливаю себе игру в которой сюжета нет от слова совсем. И как же так получилось сейчас попробую рассказать.
SWAT 4, как не сложно догадаться по названию, посвящён работе спецназа. Так же, по цифре в заголовке видно, что это уже четвёртая часть серии. Что весьма условно. Так уж получилось, что первые игры были квестами с таким же банальным названием Police Quest. Поэтому настоящим предшественником можно считать только SWAT 3, однако он вышел ещё в прошлом веке и, честно говоря, время его не пощадило. Поэтому и говорить я буду о данной игре весьма обособленно.
Итак, это тактический шутер, и, на мой взгляд, лучший представитель жанра. Игроку отводится роль командира небольшого отряда из четырёх человек, список заданий с кратким брифингом и просто гора возможностей. Несколько видов оружия, как летального, так и нет, разные виды снарядов к каждому, гранаты, шокеры, перцовые балончики, взрывчатка для вскрытия двери, устройство чтобы под эти двери заглядывать. И всё это распределяется между бойцами, которых можно разделить на две отдельные группы, за каждой из которых есть возможность наблюдать благодаря камерам на их шлемах. Они же позволяют отдавать приказы на расстоянии. По идее, при достаточной ловкости рук пройти уровень ни разу не выстрелив самому вполне реально. Однако выстрелы игра вообще не поощряет. Несмотря на то что оружие сделано хорошо и пользоваться им приятно, играем мы не за крутых копов из фильмов. Наша первостепенная задача задержать преступника. Для того чтобы они сдались мы можем кричать на них, запугивать выстрелами в воздух, ранить или ударить тем же шокером. Вот только искусственный интеллект может лишь сделать вид, что испугался ваших криков, а затем внезапно выстрелить в вас, или заложника. А попадают противники метко и больно. К тому же, в игре есть система повреждений. Попали в ногу – не можете ускоряться, попали в руку – хуже целитесь. Но, как правило, вы можете этого т не заметить, так как велик шанс, что вас убьют, а не ранят.
Дотошность видна во всём. На каждого преступника, улику и пленного нужно сделать отчёт отдельной клавишей. На каждого участника отряда надо продумать обмундирование, несколько вариантов входа в комнату и открытия запертых дверей. При всём этом игровой процесс предельно понятный. В целом SWAT очень честная игра. Она даёт свои правила и следует им. Вас быстро убивают – но и противники не железные. Стрелять сложно – но если вы не торопитесь, то разброс и отдача не такие уж большие. Понять как нужно играть не так уж сложно, но вот играть на хорошем уровне уже проблематично. При этом SWAT не скатывается в унылый тактический шутер с одинаковыми локациями, представляющие собой унылые коридоры, расположение противников в которых можно заучить. Тут и неоновая китайская закусочная, и захваченный офис, и логово маньяка, которое весьма жуткое. А все противники спавнятся рандомно. При этом не нарушая логику. В одной комнате не будет большая часть противников, которых невозможно будет зачистить без потерь. Как я и говорил выше, это честная игра. Противников больше по количеству, но у вас есть оборудование, снайперы, брифинг и возможность узнать кто за дверью не показав свою позицию. А каждая следующая миссия имеет больше уровней, этажей и локаций.
Четвёртый SWAT, по моему мнению, один из лучших проектов по геймплейн составляющей. Я честно не помню проектов выходивших позже с таким же подходом и реализации. Отдельное уважение, что игра действительно не скатывается во что-то нудное, сохраняя интерес на протяжении всех миссий и имея весьма хороший уровень реиграбельности. Жаль, что серия, видимо, умерла. Студия разработчик позже стала делать Bioshock уже под другим издателем. Который очень крутой, но всё же нечто другое. Тактические шутеры сейчас же это либо онлайн проекты, либо сильно упрощённые, например серия Rainbow Six (которая уже в целом к тактике отношения мало имеет). Однако есть вера в проект Ready or Not, который и называют продолжателем дела SWAT, однако до готового продукта ему ещё далеко. Что-же, ждём и верим.
Автор статьи: Виктор Арбитражный