Практичные римляне понимали, что солдат должен быть молодой и сильный. В противном случае он просто не выдержит лишений и тягот военного похода. С другой стороны, опытный ветеран, по состоянию здоровья уже не способный отлучаться от дома далеко, все же является носителем ценного опыта. Который где-то может превзойти нахрапистость и силу молодости. А потому его стоит использовать. Эти соображения объясняют тот факт, что в Риме существовал возрастной ценз. Молодых могли отправить служить далеко. Народ постарше годился на внутреннее ополчение в случае непредвиденной войны. А уж совсем солидные солдаты, при наличии крепкого здоровья, несли караульную и гарнизонную службу. Таким образом, получалось набирать максимальный штат. Хотя качество войск при такой системе и выходило неравномерным.
В Новое время (с XVII столетия, если быть точным) государи разных стран справедливо рассудили, что отслужившие свой срок солдаты слишком ценный ресурс, чтобы ими разбрасываться – содержание армии и так обходится недешево. А тут есть шанс и сэкономить, и людей пристроить – проще найти отставнику занятие, сродни военному, чем интегрировать его в мирную жизнь. И потому стали массово создаваться так называемые инвалидские команды. В том значении, что мы сейчас используем термин, его тогда не употребляли. Инвалид тогда значило ветеранский статус. А инвалид, как мы сейчас понимаем, числился бы "неслужащим инвалидом".
Этих солдат привлекали для службы внутри державы. По сути, они выполняли функции внутренних войск – охраняли гарнизоны, крепости, тюрьмы, заводы. И следили за порядком. А заодно освобождали силы регулярной армии для операций за границей. А еще их содержание, как правило, было вдвое ниже чем у военнослужащих регулярных. И равнялось общепринятой на тот момент пенсии для категории неработоспособных увечных солдат. А потому эти нестроевые войска обходились казне вдвое дешевле.
Инвалидские роты имелись в России и во Франции, Германии и Испании. Но самым показательным считается инвалидский корпус Британии. Хотя возник он, можно сказать, совершенно случайно. И являлся, по сути, английским ранним вариантом фолькстурма. Набор стариков был впервые предпринят в 1688 году Яковом II в ту пору, когда обозначился риск высадки Вильгельма III Оранского. Королю Якову эта мера не помогла, но его преемникам практика приглянулась. И с той поры корпус инвалидов стал регулярной войсковой частью. Правда, дислокация этой части не поддавалась локализации – солдаты служили по всей стране. И даже ходили в заграничные походы.
В ту пору отставные военнослужащие, полностью отдавшие свой долг родине, имели право на пенсию. Причем существовало несколько категорий пенсионеров. Немощные жили или у сердобольной родни, или в Королевском госпитале в Челси. Но встречались и такие отставные солдаты, что проживали вполне самостоятельно в собственных домах. И получали пособие от государства, по ряду причин заслужив такое право. Вот из их-то рядов и старались комплектовать инвалидский корпус.
Надо сказать, что инвалидов не гребли сетью с мелкой ячеей. Их призывали только после прохождения самой настоящей медицинской комиссии. Правда, требования комиссии строгостью не отличались. От рекрута-ветерана требовалось только самостоятельно передвигаться и быть способным вести огонь. Причем выполнение каких-то строевых упражнений или сдачу нормативов на скоростную стрельбу не требовали. Вполне хватало того, чтобы инвалид мог самостоятельно зарядить ружье и выстрелить из него. Причем из-за стены. То есть у него могло и не быть сил, чтобы удерживать оружие на весу. Но если он мог выдержать силу отдачи, стреляя с упора, то его признавали годным.
Определенного прописанного законом штата инвалидских корпусов не существовало. Штат по необходимости то сокращали, то раздували до максимального. Скажем, герцог Мальборо в 1703 году сократил численность до предела – двух рот. Но в 1708 корпус раздули до 26 рот – чтобы обезопасить Шотландию от французского вторжения. В 1709 корпус даже откомандировали во Фландрию. Где он показал себя при Мальплаке. А в 1715 две его роты отличились, сдерживая якобитов герцога Ормонда.
Инвалидский корпус Британии служил много и плотно во время войны за испанское наследство и войны за независимость Североамериканских колоний. Он нес всю основную нагрузку по охране Островов в годы революционных войн с Францией – молодые и сильные шли во флот и на пополнение экспедиционных корпусов. А в метрополии использовали уж то, что осталось – инвалидов, обратившихся за пенсией в Челси.
Интересно, что правила и законы в этом корпусе были куда как мягче, чем в регулярной армии. Что объяснимо – служили-то ветераны, уже знакомые с армейскими правилами. Ну а форма инвалидов была той же, что и у пенсионеров в Челси – красный мундир с синими выпушками и оторочками.
Корпус расформировали в 1802 году. Но это не был отказ от прежней практики в чистом виде. Тех солдат, что пободрее, зачислили в обычные линейные полки. Тех, кто имел здоровье похуже, отправили служить в гарнизонные части. Которые в 1804 году переименовали в ветеранские роты. Ну а совсем уж обессилившим наконец-то дали возможность отдохнуть. Оставив за ними право на содержание за счет государства.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!