Найти тему

Утильсбор в Казахстане не должен превышать 100 долларов

Оглавление

Утильсбор, введение которого в свое время объясняли необходимостью защиты окружающей среды и обновления автомобильного парка страны, с задачей не справился, считают эксперты.

Напомним, сегодня ставка утильсбора на легковые автомобили начинается от 459 450 тенге и доходит до 3,5 млн тенге, а на грузовой транспорт и сельхозтехнику - достигает 14 млн тенге.

$100, не больше

По словам экономиста Армана Байганова, непомерные размеры утильсбора привели к значительному удорожанию сельхозтехники, импортируемой из-за рубежа: «Даже в развитых странах размер подобных сборов – около 100 евро. В той же России, Украине, Беларуси – еще ниже. В СНГ мы лидеры по ставкам утильсбора, при этом минимальные ставки применяются к автомобилям с электродвигателями, за исключением гибридных; максимальные – к крупной сельхозтехнике. В результате это стало одной из причин повышения цен на сельхозпродукцию и роста социальной напряженности в стране».

-2

Арман Байганов

Если в 2016 году (до введения утильсбора), удельный вес техники старше 10 лет в стране был 58,8%, отмечает эксперт, то через 5 лет ее доля составляла уже 66%. «В Казахстане автопарк не обновляется, а устаревает. Отказ казахстанцев от новых авто отрицательно сказывается и на экологии (старая техника дает больше токсичных выбросов), и на аварийности – ведь растет и доля транспорта старше 20 лет. Автопарк превращается в автохлам. Как следствие – люди больше тратятся на ремонт и обслуживание, а все эти затраты провоцируют рост себестоимости производимой продукции», - говорит он.

Автоблогер Диаз Абылкасов при покупке нового автомобиля в 2017 году оплатил утильсбор, включенный в стоимость машины. Он не видит прямой связи между утильсбором и ростом цен на авто: «Цены на автомобили в Казахстане постоянно повышаются, как на новые, так и на подержанные. Но это в меньшей степени связано с утильсбором, ведь его размер увеличивался только из-за увеличения размера МРП. В последнее время цены на новые авто больше росли из-за подорожания комплектующих и логистики. А цены на вторичном рынке – из-за дефицита новых машин».

-3

Диаз Абылкасов

Но все же эксперт согласен, что по факту утильсбор увеличивает стоимость автомобилей, правда, в большей степени это касается подержанных машин. «Чем старше машина, тем она дешевле, а величина утильсбора не привязана к возрасту авто. В стоимости новых автомобилей утильсбор составляет в среднем около 10% – это несущественно. Ну а для старых машин этот сбор работал в качестве заградительной пошлины: импортировать в Казахстан такие авто сейчас невыгодно», - говорит он.

Автолюбитель считает, что утилизационный сбор необходим, если он действительно будет направлен на развитие утилизации автотранспорта и сопутствующих материалов: «Им должна оперировать государственная структура, деятельность которой должна быть подотчетна и прозрачна. Ставки должны быть рассчитаны, исходя из реалий внутреннего рынка, но не превышать порог, после которого импорт автомобилей возрастом до 5 лет (свежих и не представляющих угрозы безопасности и экологии) становится нецелесообразным».

Говоря о размерах ставок, автоблогер отметил, что утильсбор зависит от объема двигателя (там есть свои коэффициенты): «Хотя, думаю, нет разницы между стоимостью утилизации двигателя объемом, например, 2,5 или 3,2 литра, разница в утильсборе у нас большая. В первом случае применяется коэффициент 10, а во втором – 23. Тут надо разобраться, ведь утильсбор – это не налог на роскошь. Да и можно ли считать сейчас роскошью автомобиль с двигателем, например, объемом 3,5 литра? Когда есть куда более мощные моторы меньшего объема (то есть смотреть надо не на объем, а на мощность)».

Арман Байганов, в свою очередь, полагает, что ставки утильсбора в Казахстане не должны превышать в среднем отметку 100 долларов: «Утильсбор надо понизить минимум в 10-20 раз. Установить единую ставку (без градаций по объемам двигателя) для частных лиц. Для сельхозтехники предлагаю отменить его вообще».

На что направить деньги?

Говоря о назначении средств, собранных в рамках утильсбора, автоблогер Диаз Абылкасов отмечает: главное, чему должен способствовать утильсбор, помимо переработки отходов и развития утилизационной отрасли в Казахстане, это обновление автопарка. «Все знают, что автопарк у нас откровенно старый, не безопасный и не экологичный. Значит, часть средств, полученных от этого сбора, должна направляться на какие-то реальные субсидии для рядовых казахстанцев, чтобы новые автомобили стали для них более доступными. Пока мы этого не видели. Небольшие сертификаты на приобретение новой автотехники, которые выдавались за сдачу в утиль старых машин – не в счет, они не сыграли существенной роли и не имеют прямого отношения непосредственно к утильсбору», - считает он.

Авто
5,66 млн интересуются