Найти тему
ПиПси

Психологический анализ мультика «Энканто» от студии Disney: история одной индивидуации

Оглавление

«Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать»

/Карл Густав Юнг/

"Энканто": от раненого Эго до полноценной Самости
"Энканто": от раненого Эго до полноценной Самости

Внимание: в нижеизложенном тексте вы рискуете встретить несчетное количество спойлеров, поэтому если вы еще не смотрели мультфильм, но планируете это сделать, лучше отложить чтение анализа «Энканто» до знакомства с мультфильмом.

Друзья, буквально вчера я посмотрела новую анимационную работу от студии «Дисней» – мультик «Энканто» (Encanto) – он прекрасно реализован не только визуально, но также интересен, и как метафора становления личности.
Это красивое и трогательное повествование о том, как придти от раненого Эго к полноценной Самости.

История главной героини – Мирабель – показывает жизнь колумбийской девушки (при этом в мультике - какая-то фантастическая версия Колумбии, что только подчеркивает метафоричность всего происходящего в нем), лишенной волшебного дара, которым, кроме нее, обладают все остальные члены большого и дружного семейства – семейства Мадригаль.
Дар каждого члена семьи – его предназначение.
Мирабель не знает своего предназначения, не обладая даром.
Обделенная магией героиня вынуждена искать своей уникальный путь познания, чтобы понять – кто она такая в волшебной семье Мадригаль?

Если рассматривать всех членов семьи Мадригаль и даже их персонифицированный и, в каком-то смысле, «живой» дом (у него есть имя – Касита; и «душа» – неугасающая свеча, создающая каждому члену семьи, как только он получает дар, индивидуальную магическую комнату в соответствии с тематикой обретенного им волшебства), как интропсихическую структуру Я главной героини (в каноне аналитической психологии К.Г. Юнга), тогда вся история Мирабель – это символически показанный процесс ее индивидуации, процесс обретения личностной целостности.

Что в составе психического "арсенала" Мирабель?


Внутрипсихическая структура героини

1. Дом (Касита) – психика героини

Дом был волшебным образом дарован Альме Мадригаль в годы ее молодости – бабушке семейства, самой старшей героини этой истории после того, как во время ее бегства из родным мест, погиб ее муж Педро, и она осталась одна с малютками-тройняшками на руках – с сыном Бруно и дочерьми – Пепой и Джульеттой, мамой Мирабель.

У дома есть имя – Касита – и он обладает собственным «сознанием», заключенным в неугасающей свече в виде волшебства.

Отгородив Альму с детьми от внешнего мира и от крайне враждебной обстановки (на тот момент) крутыми горами, с годами дом становится центром небольшого городка.

Образ дома в целом является метафорой психического функционала Мирабель, а свеча – силой ее актуального сознания, включая действующие установки, мировоззрение, уровень самоценности и самозначимости.

Например, яркий, красивый, жизнеутверждающий фасад здания символизирует в структуре психики героини архетип Персоны (иными словами, архетип Персоны – это «маска», которую удобно, выгодно и приятно показывать другим ради одобрения и принятия ими).

И все предметы дома, обстановка, его необычная особенность (волшебная функция Каситы – помощь семье в быту – дом буквально может создавать/убирать лестницы или передвигать плитку, чтобы людям, живущим в нем, было удобнее куда-то добраться или что-то достать) тоже отчасти символизируют псевдоиндивидуальность Мирабель, которую она привыкла показывать окружающим, как свое «социальное лицо».

Функция Персоны отлично продемонстрирована в самом начале мультика, когда героиня идет по городу и рассказывает детям о своем прекрасном доме и чудесной семье – все выглядит с ее слов просто идеальным.
Но ровно до тех пор, пока дети не спрашивают ее о том, каким же она обладает даром, на что Мирабель лишь с грустью отвечает – «Никаким». Кроме этого Мирабель любит подчеркивать, что для нее честь – быть просто одной из Мадригаль (пусть и без дара, как у всех).
В этом эпизоде впервые чувствуется искусственность безупречности Мадригаль, а также компенсаторное поведение героини в виде принципа «зато…».

В глубине души своей Мирабель хорошо понимает, что сказочная гармония, царящая в доме – просто яркий «фантик», а ее чувство гордости за могущество семьи не может скрыть горечи из-за отсутствия собственного дара, из-за непонимания своего предназначения.

Но принять такую данность ей пока не по силам.
Всему свое время.

Когда Мирабель замечает первые признаки разрушения дома, это означает, что все более отчетливо в ее сознании проявляется потребность в изменениях прежнего самовосприятия, потребность в реструктуризация Эго-сознания.
Пришло время взглянуть Мирабель на себя иначе, чтобы понять, кто же она есть на самом деле.
Обрушение Каситы – признак реализованной трансформации: старое уходит, освобождая дорогу новому.
Словно шестнадцатый
старший Аркан колоды Таро, Башня – рухнувший дом Мадригаль – показывает, что старым принципам настал конец.

2. Образ Мирабель – Эго героини

Аналогично тому, как, допустим, Эго сновидца появляется в сюжете сна в виде его собственного образа, образа самого себя во сне, и в истории «Энканто» показанный нам образ Мирабель – это тоже ее Эго.
Совокупность представлений о себе, актуальный «центр» ее психики.

Какой героиня себя видит «здесь и сейчас»?

Милая, добрая, отзывчивая девушка, готовая помогать другим при том, что никто в ее помощи особо не нуждается, так как все члены семьи прекрасно справляются с делами, благодаря своему дару (например, ее мама – исцеляет своей выпечкой, а тетя, мамина сестра – умеет создавать погоду в городе своим настроением и т.д.).
Она всегда не у дел.
Мирабель чувствует себя никчемной, отрешенной и чужой, но тщательно старается этого не показывать, просто радуясь за успехи родни, пока однажды не узнает, что именно от нее зависит дальнейшая судьба дома и семьи.

Эго Мирабель – раненое Эго.

3. Альма, бабушка Мирабель – Великая Мать

Добрая, но строгая, очень дисциплинированная и властная перфекционистка-абуэла (прим. «ПиПси»: abuela в переводе с испанского – «бабушка») – настоящий матриарх семьи Мадригаль. Как уже было обозначено выше, в молодости она была вынуждена бежать из родных мест вместе со своим мужем Педро и тремя новорожденными детьми. После утраты мужа, будто сама судьба, компенсируя ей ужасную утрату, наделяет ее сверхестественным домом, в котором ее дети обретают волшебный дар.

Образ бабушки в сюжете мультика, как символ основы, фундамента всей семьи – это мощный интропсихический родительский императив в структуре Я Мирабель – архетип Великой Матери, обладающий не только функцией заботы, но и функцией тотального контроля, сохранения и удерживания, которые просматриваются в стремлении Альмы все и всех подчинять установленным правилам.

Этот императив (Бабушка) конфликтует с Эго (Мирабель): внутренний родитель посредством жесткого контроля и консерватизма не видит потенциала в Эго, не дает ему искать индивидуальный способ развития, использовать подчиненные функции наряду с доминантными (дара же у Мирабель нет — нужно искать иной способ раскрыть себя), а также она удерживает Эго от контакта с другими интропсихическими функциями, чтобы оно «не мешалось под ногами» и не создавало риск разрушить, повредить такую слаженную за десятки лет систему, которая символически представлена всем семейством Мадигаль.

Пусть все идет так, как идет.
Но так «как идет» жить уже не получается, ведь Мирабель не имеет дара – у первичного волшебства, так тщательно оберегаемого бабушкой, нет целостности, нет будущего. И магия их дома начинает исчезать, «выключая» волшебные силы членов семьи.

Для бабушки Мирабель – увы, не столько любимая внучка, сколько угроза магии всего семейства. Мирабель чувствует это, и ее потребность в неотвратимых изменениях динамично растет, постепенно разрушая старый дом.

Чтобы в жизнь вошло новое, нужно освободить ему дорогу.

Внутренний родитель Мирабаль, ее внутренняя Великая Мать, заключенная в образе бабушки,
удерживающая контроль над системой психического функционала, не готова рисковать всем тем, что было создано путем жертвования.

Ее попытки удержать все в статике, в константном пребывании в «здесь и сейчас» на том уровне, который ее устраивает, превращает Альму из Великой в Ужасающую Мать.
Она готова разрушать, отвергать, ранить ради сохранения того, что имеет.
Например, так она поступила с сыном Бруно, когда тот не смог соответствовать ее ожиданиям, когда его дар был использован, якобы, не во благо семьи.

Его дар пророчества, умение видеть будущее (хоть, порой и весьма размыто) показали, что, несмотря на все старания бабушки держать все в полном порядке и четко следовать правилам, дом все равно может рухнуть, а магия — сойти на нет, если не найти кардинально новый способ заботы о доме и ее жителях, прибегнув к ранее неизученным методам.

Символически здесь речь идет о необходимости Мирабель активировать неизведанные части Я , обратить внимание на недифференцированную функцию в психике и при выборе решений - опираться на нее, развивать ее.

Возникает необходимость действовать так, как раньше действовать еще не приходилось.

4. Бруно, дядя Мирабель – негативный Анимус

Сын Альмы - Бруно (Анимус Мирабель), отвергнутый Альмой (родительским императивом) за свою «неправильность» и «бесполезность» - Логос героини, ее «радар» в мире рационального. И он «сломан».
Если данный архетип универсально всегда показывает картину мира женщины, ее способ контакта с миром и с собой, то образ Бруно, как образ Анимуса героини, демонстрирует искаженное мировоззрение Мирабель.

Бруно – негативный Анимус, так как он показан изгоем в собственной семье – он будто немного «не в себе». Негативный Анимус продуцирует предубеждения, искажения в восприятии мира таким, какой мир есть – Логос Мирабель функционирует неправильно, реализуя предубеждения, заблуждения, ложные установки («Я могу довольствоваться сверх-ценностью семьи, обесценивая при этом себя»).

Мирабель (Эго) нужно Анимуса «исцелить», чтобы обновить свою устаревшую, неправильную картину мира, где она – почти такой же изгой, как и ее дядя, нейтрализуя искажения в контакте с собой и другими. А чтобы его исцелить, нужно символически «поймать» Анимуса в «алхимическую смолу», приостановив его разрушительное воздействие на Эго и активируя все его положительные качества, позволяя напитать ему Эго здоровой рациональность.

Такой «алхимической смолой» в сюжете мультфильма может выступать осознание и переосмысление истинного значения Анимуса перед Великой Матерью, чтобы внутренний родитель Мирабель мог снова опираться на Логос без предубеждений – помирить Бруно с Альмой.

Так в итоге и получается: Альма принимает Бруно, и он снова воссоединяется с семьей: Анимус исцелен и интегрирован в активный психический функционал.

Но этим событиям предшествует разрушение дома, как символ того, что психический функционал Мирабель, ее Эго-сознание больше не могло оставаться в статичном, прежнем состоянии и запустило процесс трансформации.

Встреча с Анимусом (с дядей Бруно) создала предпосылку для кризиса, а вместе с тем и потребность в реализации «перестройки» структуры Я. Это важная и значимая встреча, определившая судьбу девушки.
Ведь именно Бруно в своих видениях увидел будущее: Мирабель должна спасти дом от разрушения, а значит, и спасти саму себя от пребывания в страдании из-за несоответствия ожиданиям внутреннего родителя.
Также дядя подсказал ей путь к достижению данной цели – интеграция Эго с Тенью.

Кто же из героев «Энканто» выступает в качестве архетипа Тени в структуре Я Мирабель?

5. Изабелла – совокупность теневых качеств Мирабель

Между девушками нет искренней дружбы: Мирабель неприятно стремление Изабеллы к идеалу во всем. Она не может принять это, как значимое. Дар сестры кажется Мирабель лишь напыщенностью и нарциссичностью.

Но после того, как дядя Бруно обозначает дружбу девушек (из своего волшебного видения), как способ придти к миру и созиданию, Мирабель делает попытку сблизиться с сестрой.
Это и есть контакт Тени (архетип, символизирующий все непринимаемое в человеке им самим) с Эго.

После интеграции у Изабеллы высвобождается ресурс, трансформируется ее первичная «идеальная» сила. Кроме этого, она заявляет, что помолвка – не ее желание, а желание Альмы, бабушки, заботящейся о браке Изабеллы, как о возможности продолжения волшебства семейства Мадригаль в детях нового поколения. Изабелла была бы вынуждена подчиниться давлению бабушки и покорно выйти замуж за парня, которого она не любит (а которого любит их с Мирабель двоюродная сестра – Долорес), если бы не вмешалась Мирабель.

После «дружбы» Эго с Тенью у героини рождается свобода творить - делать то, что хочется, а не то, что нужно другим, и не то, что требует бабушка.

Интеграция Эго с Тенью – один из важнейших этапов индивидуации на пути к Самости, к обретению своей целостности, реализации своего потенциала.

6. Создание нового дома – завершение трансформации

Итак, история «Энканто» завершается сценой воссоединения семьи и строительством нового, еще более прекрасного дома, чем тот, что был прежде.
А Мирабель, без кого всего этого было бы просто не достичь, наконец-то обретает свою ценность.
Уже не для бабушки.
Не для семьи.
А для самой себя.

Ее дар – это она.

Вместо заключения


Вот, что важно понять про процесс индивидуации человека на примере главной героини мультфильма «Энканто» (путь индивидуации — поэтапно):

  • Осознание Персоны и разотождествление с ней показано в сюжете «Энканто» через обнаружение Мирабель трещин на фасаде Каситы, а также через разговор с Луизой о том, что нести на своих плечах дар – тяжкий труд, а не вечный праздник, как это может выглядеть со стороны. Что даже самый мощный внутренний ресурс, если рождается в человеке не по его желанию, не от избытка, а по требованию – не истинная, а ложная сила.
  • Встреча с Тенью и интеграция ее содержаний в сознание – дружба с Изабеллой – как принятие отторгаемой/непринимаемой в себе ранее фемининности. Принятие помогает реализовать заложенный в Мирабель большой созидательный потенциал, так как Тень (Изабелла) – интропсихическая часть самой героини, ее Я.
  • Установление контакта с Анимусом – встреча с дядей Бруно, полезный контакт с ним за счет получения важной информации о своем возможном потенциале через рациональное, а не через прежнее, во многом искаженное восприятие действительности – так впервые в жизни Мирабель смогла оценить свои способности без сравнения их со способностями членов своей семьи.
    Прежнее, дисфункциональное из-за чувства собственной «никчемности» Эго-сознание героини при взаимодействии с Логосом (Бруно) обновляет ее мировоззрение – она видит себя и действительность иначе, чем раньше. Оно видит цель.
  • Контакт с Самостью и выстраивание оси Эго-Самость.
    Погрузившись в непостижимые некогда для героини «глубины» Я (переход в другое пространство своего мироощущения – в толщу песка, через стену, через лестницы с несчетным количеством ступеней – в тайное логово своего негативного, отверженного Анимуса, оттого воспринимаемого всем «семейством» психического функционала – злым колдуном и вредителем), получив необходимые знания от Бруно, исцелив его, вернув его в семью, воссоединяя его с Великой Матерью, параллельно подружившись с сестрой (Тенью), Мирабель завершает необходимую трансформацию – путь от Эго (от данности, которая в мультике показана обделенностью девушки) до Самости (до раскрытия ее способностей, своей личности).

    Прошлое разрушено (Касита), многое переосмыслено, найден общий язык с Великой Матерью через принятие ее ценностей, их адаптацию и реализацию, но уже по-новому: с учетом обретения самой важной ценности – себя.

    Мирабель путем непростого взаимодействия с составляющими своей личности (героями ее истории) приняла себя такой, какая она есть – без волшебного дара – так как самая важная магия у нее была всегда без всякого волшебства – это она сама.

    Мы великие, когда настоящие.