Найти тему
Полифония онлайн

История фуги - от хорала к перформансу

Токката и фуга ре минор Баха - эта музыка знакома, без преувеличения, каждому. А ведь фуга - популярный жанр уже на протяжении семи веков. Как складывался этот музыкальный жанр и каково его современное состояние?

История фуги берёт своё начало во времена Высокого Средневековья (14 век). Уже в ту пору в различных музыкальных сочинениях использовался приём имитации, когда один мотив повторялся от разных звуков несколько раз. Композиторы Средневековья в своих сочинениях постоянно экспериментировали с новыми формами, и стремились разнообразно продемонстрировать тему, передавая её из голоса в голос, так возникала и развивалась полифония.

Впервые термин «фуга» применил франко-фламандский теоретик Якоб Льежский в своём трактате «Зеркало музыки», появление которого датируется 1330 годом. Прошло два столетия, и "фугальная" техника стала активно использоваться канцонах и ричеркарах (упражнениях), популярных в XVI столетии. Изначально техника использовалась для импровизации, но вскоре стала применяться в сочинениях. Большой вклад в развитие жанра фуги внесли композиторы итальянской школы - Клаудио Меруло, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина и Джозеффо Царлино. Преимущественно в жанрах церковной музыки. В дальнейшем, в произведениях Д. Фрескобальди, Иоганн Пахельбеля и А. Польетти  фуга приобрела такую форму, что того времени, стала ведущим жанром того времени. В это время австрийский теоретик Иоганнес Фукс создаёт трактат "Ступеник Парнасу", в котором объясняет строение фуги и принципы её сочинения. Многие выдающиеся композиторы, в том числе В.Моцарт и И.Гайдн, считали его своей настольной книгой.

-2

В эпоху Барокко фуги писали фактически все музыкальные сочинители и как демонстрацию композиционного мастерства вставляли их в произведения всевозможных жанров, начиная от оратории и заканчивая клавирными сонатами. Тем не менее, полного совершенства и завершённый вид жанр достиг в творчестве гениальных И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Фуги Баха стали ставшие своеобразным эталоном, на который опирались все последующие поколения композиторов.

Бах включает фуги в произведения различных жанров, и сочиняет их как самостоятельные композиции. Наибольшую популярность получили его фуги из «Хорошо темперированного клавира» и сборника «Искусство фуги». Изучив и проанализировав эти циклы, немецкий теоретик Ф. Марпург в 1754 году издал учебное пособие «Трактат о фуге», который ещё более прославил имя великого И.С. Баха.

-3

Во второй половине XVIII века на смену барокко пришёл расцветающий классицизм, в котором приоритеты в музыкальной композиции были отданы гомофонному складу и сонатной форме. В то время искусство фуги стало считаться старомодным и в итоге постепенно угасать. Впрочем, данная форма оставалась все же востребованной, так как её изучение помогала начинающим музыкальным сочинителям постигать все сложности композиторской техники. Помимо того композиторы классицизма и даже такие великие, как Гайдн, Моцарт и Бетховен использовали фугу, включая её в другие более крупные музыкальные формы. Например, у Моцарта фуга звучит в финалах «Волшебной флейты» и 41-й симфонии, а также в Реквиеме. Гайдн использовал фугу в своих знаменитых струнных квартетах. У Бетховена фугальные вставки встречаются как в симфониях, так и фортепианных сонатах.

В наступившей после классицизма эпохе романтизма интерес к музыке Баха и Генделя проявился вновь. В связи с этим фугальное письмо стало понемногу возрождаться. Немногочисленные, но замечательные примеры встречаются у Шуберта, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Берлиоза и даже великого оперного реформатора Вагнера. К примеру, Феликс Мендельсон, изучая музыку Баха, так вдохновился, что сочинил ряд фуг не только для фортепиано, но и органа.

В 20-м веке к фуге вновь пробудился интерес. "Контрапункт строгого письма" - фундаментальный труд С.И. Танеева был издан в 1909-м году, самом начале столетия. Танеев создатель выдающихся хоровых фуг, кантата "Иоанн Дамаскин", хор "Зари догорающей пламя" и др.

Популяризации фуги способствовал немецкий композитор и органист Макс Регер (1873-1916).

У П.Хиндемита фуги написаны практически во всех жанрах, обычно встречаются в кульминационных частях. Нельзя не отметить знаменитый «Ludus tonalis» - цикл из 12 фуг и интерлюдий, не 24, как у Баха так как отсутствует дифференциация на мажор и минор.

Схема тональностей "Ludus tonalis"
Схема тональностей "Ludus tonalis"

К жанру фуги в разное время творчества обращались И.Стравинский, Н,Мясковский, Б.Тищенко.

В творчестве Шостаковича крупнейшее произведение в жанре фуг - 24 прелюдии и фуги, ор.87. Другие примеры из творчества фуга в оратории «Песнь о лесах», фуга в Фортепианном квинтете.

Нужно отметить обращение к этому жанру других композиторов «Полифоническая тетрадь» Щедрина, у Бартока «Музыка для струнных ударных и челесты», у Мессиана «Им было создано всё».

Примеры в серийной (додекафонной) музыке фуга из 1-й кантаты Веберна, «Импровизация и фуга» у Шнитке. Также фуги в своём творчестве используют композиторы В.Агафонников, В.Довгань.

В ХХ-м веке появились оркестровые и "тембровые" фуги, мотивы имитируются разными инструментами.

Пример современной фуги - "фуга-перформанс", сочетание классической полифонической техники и постиронии.