"Фалькао не приехал" с рассказом о спортивной династии Кумариташвили.
Трагедия в день открытия Игр
Зимние Олимпийские игры стартовали в Ванкувере 12 февраля 2010 года, но церемонию открытия омрачило трагическое происшествие. Утром того же дня в санном центре Уистлера, где располагался санно-бобслейный комплекс, во время тренировочных заездов с управлением не справился 21-летний грузинский пилот Нодар Кумариташвили. Он не сумел правильно войти в один из последних поворотов, вылетел из саней и на огромной скорости ударился о металлические конструкции трассы. Спасатели оперативно эвакуировали парня в госпиталь, но помочь там ему не смогли, он скончался от полученных травм.
Хотя тренер Кумариташвили и обвинил организаторов в том, что трасса была технически несовершенной, а Международная федерация санного спорта предварительно признала ее опасной для спортсменов, спустя несколько месяцев было официально объявлено, что причиной трагедии стали ошибки со стороны пилота.
Смерть молодого саночника потрясла олимпийцев. На Олимпиадах спортсмены не погибали с 1992 года, и с каждыми новыми стартами уровень комфорта и безопасности атлетов в теории должен был повышаться. Ванкувер стал исключением.
Смерть Нодара задела олимпийцев. Грузия была в трауре
На церемонию открытия Игр грузинские спортсмены вышли с траурными повязками. Их немногочисленная делегация вообще могла сняться с Игр в полном составе, но в итоге все-таки приняла участие в соревнованиях. Зрители, присутствовавшие на стадионе во время открытия Олимпиады, почтили память саночника минутой молчания.
В самой Грузии происшествие вызвало невероятный резонанс. Представьте себе, целая страна, пусть и небольшая, отправляет на Олимпийские игры семерых спортсменов, и еще до начала соревнований один из них возвращается на родину в гробу. Кадры с убитой горем матерью Нодара, склонившейся над телом сына во время похорон, облетели весь мир. Приводить их мы не станем, как и видео последнего заезда грузинского спортсмена.
Влияние трагедии на олимпийское движение и спортсменов-саночников оказалось таким сильным, что олимпийский чемпион Ванкувера, выигравший золото на той же трассе после смерти Кумариташвили, — немец Феликс Лох — пошел на невероятный шаг. Он переплавил свою золотую олимпийскую медаль в две памятные медали для родителей Нодара и лично полетел в Грузию, чтобы вручить их.
Кумариташвили — династия саночников
У этой истории есть продолжение. Спустя 12 лет на Олимпийских играх в Пекине выступит двоюродный племянник Нодара Кумариташвили — Саба. Это не случайность: династия Кумариташвили — синоним словосочетания "санный спорт" не только в Грузии. В 1970-е прадед Нодара Алеко Кумариташвили заложил в родном селении первую санную трассу, начав осваивать тогда еще не самый известный спорт. Феликс Кумариташвили (дядя Нодара и отец Сабы) был тренером и президентом грузинской федерации санного спорта, а отец Нодара, Давид, выигрывал Спартакиаду СССР.
«Я счастлив и горжусь тем, что имею возможность представлять свою семью и страну на этих Олимпийских играх, я чувствую ответственность перед ними, потому что они ждут от меня хороших результатов. Это действительно большая мотивация, поэтому я постараюсь сделать для них все, что в моих силах», - сказал Саба Кумариташвили.
В Бакуриане на могиле Нодара Кумариташвили лежат его сани и поврежденный шлем — тот самый, из Ванкувера. Саба не раз бывал на этом мемориале. Он не может не думать о том, что произошло с Нодаром на трассе в Уистлере. Ему, как и Нодару тогда, 21 год. Он тоже один из немногих грузинских спортсменов, получивших квоту на Игры. Подобные параллели Саба отвергает. Говорит, что не оглядывается назад, а у его семьи и страны есть неоконченные олимпийские дела, которые он надеется завершить.
За этим он и едет в Пекин.
***
Еще больше историй и мнений в нашем телеграм-канале "Фалькао не приехал". Присоединяйтесь!