27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Эта памятная дата призвана напомнить о наиболее последовательном геноциде в мировой истории, она была установлена Генассамблеей ООН и отсылает к событиям, произошедшим в этот день в 1945 г., когда войска Красной Армии освободили несколько тысяч узников Аушвица (Освенцима, если по-польски).
Необходимо пояснить, к чему отсылает эта памятная дата. Всего в годы Второй мировой войны в результате агрессии на оккупированных нацистской Германией территориях преднамеренно истреблено около 20 млн человек, в том числе примерно 7,4 млн советских граждан. Из этих 20 млн примерно 6 млн – евреи (2,8 млн советских евреев), которые ввиду этнической принадлежности подлежали уничтожению. В годы второй мировой о страданиях евреев знали многие, однако одни не верили в сообщаемые сведения, другие не подозревали масштаба, третьи считали уничтожение целого народа невозможным. Только после окончания войны стали закрепляться специальные термины, отсылающие к убийству евреев. Наиболее известный – американизм «холокост» (от греческого «всесожжение»). Другой термин – «шоа», в переводе с иврита – «катастрофа, бедствие». Оба понятия употребляются как синонимы, однако некоторые намеренно отказываются от употребления слова «холокост», т.к. оно содержит религиозный подтекст, связано с жертвоприношением. Но разве можно считать таковым бессмысленное убийство миллионов детей, женщин, стариков?
Существует множество попыток объяснить, почему истребительная политика нацизма стала возможной. Постараемся кратко перечислить причины. Во-первых, виной тому сама идеология нацизма, в основу которой была положена смесь представлений «органического» национализма и расизма. Такой национализм предполагает, что каждая нация есть единство не просто культурное, но и биологическое, органическое (как популяция собак). Тем самым культурные отличия (в языке, устоявшихся традициях, нормах и пр.) объяснялись через отсылку к «крови». Конкретный человек определяется не по его личным представлениям, убеждениям, воспринятым культурным нормам, а только в силу рождения «не таким». Расизм же восходит к эпохе колониальных империй и предполагает деление наций на «высших» и «низших». Нацисты просто сделали шаг вперед и перенесли ту логику, которую европейцы применяли в колониях, непосредственно на саму Европу. Если вы делите людей на замкнутые органические группы, если некоторые из этих групп считаются опасными, то становится логичным призыв эти группы победить, исключить и даже уничтожить.
Во-вторых, для того чтобы пройти путь от пропаганды к массовым казням, необходим аппарат насилия, причем собственно государственные структуры (армия, полиция) мало подходят для этого. Поэтому нацисты выстроили параллельную систему квазигосударственного насилия в виде СС, которая быстро развивалась и стала включать военизированные формирования, создавать концентрационные лагеря и другие учреждения.
В-третьих, необходимо не только заставить, но и убедить миллионы людей стать соучастниками преступлений. Для этого есть эффективная система пропаганды, которая создавала яркий образ врага и дегуманизировала противника. Каждый человек встраивался в систему нацистского террора: поддержка варьировалась от выражения согласия и выполнения канцелярских обязанностей до расстрелов на местах. И каждый мог при этом считать, что он только выполняет приказы и не несет за происходящее ответственности. Неготовность выносить собственное моральное суждение о своих поступках стала главным залогом ужасов нацистского режима.
Как можно предположить только на основе представленных выше цифр, стать жертвами нацистской политики и геноцида могли многие социальные группы, причем выделенные по разным основаниям. Например, когда в 1933 г. Гитлер пришел к власти, то по всей стране был развязан террор против левой (коммунисты и социал-демократы) оппозиции. Затем к числу жертв добавились те, кого считали преступниками и асоциальными элементами. Это могли быть и мелкие мошенники, и простые граждане, против которых имелись подозрения в совершении преступлений. Людей арестовывали без суда и следствия, кидали бессрочно в специально создаваемые концентрационные лагеря СС (наиболее известные, созданные до войны, – Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Маутхаузен, Равенсбрюк, Флоссенбюрг). Здесь людей мучали, над ними издевались, могли доводить до самоубийства.
В последние месяцы войны, в попытке предотвратить освобождение огромного числа узников Союзными войсками, эсэсовцы перемещали заключенных поездами или пешими маршами (так называемыми “маршами смерти”). В своем продвижении по Европе, во время наступательных операций против фашистской Германии, союзные войска освобождали десятки тысяч узников концентрационных лагерей и участников маршей смерти. Эти марши продолжались до 7 мая 1945 года – дня безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Для западных союзников официально Вторая мировая война в Европе закончилась на следующий день – 8 мая, Советская армия объявила Днем Победы 9 мая 1945 года.
После Холокоста многие оставшиеся в живых нашли прибежище в лагерях для перемещенных лиц, находившихся в ведении Союзников. Между 1948 и 1951 годами почти 700 000 евреев иммигрировали в Израиль, включая 136 000 перемещенных лиц еврейской национальности из Европы. Другие из них иммигрировали в Соединенные Штаты или другие страны. Последний лагерь для перемещенных лиц был закрыт в 1957 году. Преступления, совершенные во время Холокоста разрушили большинство европейских еврейских общин и полностью уничтожили еврейские общины в восточной части оккупированной Европы