Найти в Дзене

Про авторынок 2021/22, про перекупов, частников, салоны и многое другое.

Добро пожаловать на мой канал.

Наступил 2022 год, и сегодня я хочу поговорить о том, что нас ждёт в автомобильной сфере в этом году, что предположительно будет с авторынком, где на сегодняшний день реальнее всего найти хороший б/у автомобиль, а также о своём отношении в контексте всего происходящего.

Но для начала хочу всё-таки оглянуться на год 2021. Если сказать в целом, то ничего хорошего он нам не принёс. Цены на машины росли как на дрожжах, как на новые, так и на б/у. Если брать подержанные автомобили, то рост на них в 2021 году составил от 20 до 60%, в зависимости от марок и моделей. Больше всего подорожали машины эконом и среднего сегмента. Под конец года я встречал объявления о продаже Солярисов 2011-2012 года за 700-800 тыс. рублей. Если вспомнить, новыми они в те года стоили около 400.000 рублей. И вот спустя 10 лет мы получаем цену в 2 раза выше. На основании этого можно легко прикинуть, какого уровня на самом деле достигает инфляция в нашей стране. Зарплаты же с 2011 года у людей не особо выросли. Кажется, приближаются те времена, когда уже любой автомобиль станет роскошью, а не средством передвижения.

Но несмотря на рост цен, автомобили в прошлом году всё так же активно покупали. И происходило это, в том числе, в связи с возникшим дефицитом новых авто. И дилеры в наглую начали «прикручивать» к прайсу свои надбавки (кто-то втюхивал допы, а кто-то прибавлял цену просто от столба, потому что им так захотелось). Например, в начале 2021 года я помогал клиентке принимать новый Hyundai Creta, так ей с ровного места «прикрутили» к прайсу 200.000 рублей, и в добавок к этому заставили ещё взять допов на 200.000 рублей, плюс поставили условие, что продадут ей эту машину только в кредит. Так как она хотела именно новую Крету, ей пришлось согласиться на эти условия…

На новые машины цены переписывались каждый месяц 1 числа, почти весь год. Часто, находясь в салонах, видел в шоу-руме такие ценники, от которых волосы дыбом вставали. Например, из того, что видел лично: Логан на механике за 1.5 млн рублей, Дастер на механике за 2.3 млн, Поло за 2.3 млн (правда, это в максималке). Знакомый в Воронеже взял новый Тигуан за 4.3 млн рублей (правда, в самом жире, но даже с учётом этого цена меня просто ошарашила).

В общем, в минувшем году на авторынке творилась просто дичь.

Настал 2022 год. И рынок умер. Я периодически общаюсь с коллегами, менеджерами салонов, перекупами, и весь январь они в один голос говорят, что всё затихло. Люди перестали покупать автомобили. Никогда в моей практике такого не было, чтобы менеджеры сами звонили и спрашивали, есть ли у меня подборы. А всё это происходит, потому что нет продаж. Сам много раз в этом январе был в автосалонах, и почти всегда там пусто, людей нет вообще. Январь, конечно, в данном сегменте всегда «проседает» (длинные праздники, большие траты), но подобной просадки в прошлые года я не припомню.

Если говорить о прогнозах, то вроде бы намечаются некоторые позитивные подвижки. Например, в автосалонах обещают пересмотреть вопрос с навязыванием допов, а также ожидают постепенное уменьшение дефицита новых автомобилей. Но январь пока оптимизма не вселил.

Ещё хочу затронуть один интересный вопрос – где на сегодняшний день реальнее всего найти хороший б/у автомобиль? А интересен этот вопрос тем, что за последние пару лет ответ на него изменился просто кардинальным образом.

Стандартно на рынке автомобилей присутствует 3 категории продавцов: частники, перекупы и автосалоны. Так вот, в минувшем году обратила на себя внимание одна печальная тенденция - адекватных частников практически не встречалось. Очень часто в моей практике были случаи, когда днями и неделями я пытался договориться с хозяином автомобиля об осмотре, и в итоге ничего не складывалось. Находились десятки причин, по которым он не мог показать машину. Иногда даже было так, что мы уже договаривались, я приезжал в назначенное время и место, а человек просто не брал трубку, и встреча в итоге не случалась. Также было пару случаев, когда всё-таки машину показывали, нас с клиентом она устраивала, но потом внезапно продавец сообщал, что машину не продаёт, а просто хотел таким образом помониторить спрос на будущее, когда надумает продавать… Ещё один минус частников, который в последнее время встречался довольно часто -это свинское отношение к самому автомобилю. Ты продаёшь авто, показываешь его людям, неужели так трудно помыть машину и хотя бы немного убраться в салоне?.. Всё чаще приезжаешь и видишь такую помойку, в которую даже сесть противно.

Вторая категория продавцов - это перекупы. Я долгое время не покупал у них машины, и если понимал по объявлению, что продаёт перекуп, то даже не звонил. В 2021 году я свою позицию немного пересмотрел. К сожалению, недобросовестных перекупов до сих пор намного больше, чем порядочных. Тяжелее всего с так называемыми «староверами». Они привыкли обманывать людей и втюхивать помойки, и их уже ничто не поменяет. Оттуда и подменные вин номера в объявлениях, и много других обманов и разводов. Но радует то, что появляется новое поколение перекупов, которые добросовестно относятся к тому, чем они занимаются. В том году познакомился с несколькими такими. Они ничего не скрывают, уже по телефону честно обо всём рассказывают, по крайней мере когда понимают, что общаются с подборщиком (хотя иногда по машине всё равно всплывают какие-то моменты, но чаще это связано с тем, что перекуп и сам о них не знает, поскольку он, как правило, не смотрит так щепетильно те машины, которые берёт на перепродажу). Приезжаешь на осмотр, перед тобой всегда чистая машина, как снаружи так и внутри, никто при осмотре не торопит, а если всё устраивает, то помогают с постановкой на учёт. В ПТС себя вписывают, в договоре купли-продажи суммы не занижаются. Весь процесс оставляет только положительные впечатления. Еще год назад я даже подумать не мог, что такое напишу, но у перекупов можно покупать машины :) Хотя повторюсь, что нормальных сейчас процентов 10. И всегда с ними (как и с любыми другими продавцами б/у автомобилей) нужно быть предельно внимательными и держать ухо востро.

И 3 категория - это салоны официальных дилеров. Про «серые» салоны и площадки я здесь не говорю, так как туда я не езжу и вам не советую. Плюсы автосалонов в том, что они несут гарантию юридической чистоты, и на осмотр к ним можно приехать в любое время, не нужно ни под кого подстраиваться. Также плюсом лично для моей работы (и соответственно для моих клиентов) является то, что за 11 лет меня уже во многих салонах знают, поэтому всегда оперативно делятся предварительной информацией по интересующим автомобилям, предоставляют достаточно времени для качественного осмотра, что очень важно и часто является преимуществом перед другими продавцами. Таким образом минимизируется возможность что-то упустить при осмотре. А вот то, что за последний год стало минусом: живых машин в автосалонах стало намного меньше, и если по трейд ин заходит реально живая тачка, то цена на неё ставится в космос. Ещё один минус салонов как продавцов б/у автомобилей за последний год: хорошие машины или машины по хорошей цене уходят до появления в интернете. Я и сам иногда забираю для клиентов такие машины, но в последнее время соревноваться с перекупами или какими-то крупными конторами всё сложнее (видимо они предлагают менеджерам финансовый интерес, а я стараюсь стоимость услуг держать на адекватном уровне, и поэтому давать откаты с этих сумм не могу).

Итоги.

Что же в целом ожидать от 2022 года на автомобильном рынке? Моё мнение, что первую половину года цены на автомобили будут продолжать расти, пока не достигнут уже каких-то совсем неадекватных значений (хотя я считаю, что цены уже достигли своей неадекватности), дефицит будет сохраняться, как на б/у, так и на новые автомобили. Также на цены неизменно будет влиять курс доллара (а сейчас его лихорадит) и геополитика. Ну и появилась ещё одна составляющая - это пандемия. И пока это коронобесие не закончится, все рынки будет продолжать лихорадить. Малый и средний бизнес уничтожается, и всё это несомненно сказывается на ценах и на рынке в целом.

Я конечно стараюсь всегда верить в лучшее, но пока прямо каких-то позитивных сигналов нет(

Пишите комментарии, буду признателен за ваше мнение по этому вопросу.