В годы поздней Римской Республики гладиаторские игры стали своеобразным «оружием» в политической борьбе. Влиятельные римские граждане стремились путем «хлеба и зрелищ» приобрести голоса простолюдинов.
Масштабными боями не брезговал, к примеру, сам Гай Юлий Цезарь. В некотором роде он вообще был рекордсменом. В бытность свою эдилом (чиновником, который отвечал за строительство, транспорт, торговлю, проведение «культурно-развлекательных мероприятий»), Цезарь хотел устроить игры с каким-то фантастическим числом гладиаторов (65 год до н.э.). Сенаторы испугались и законодательно установили «количественный потолок» для гладиаторов (а то ведь со времен Спартака совсем мало времени прошло).
Цезарь, однако, не растерялся. Да, он вывел на арену «всего лишь» 320 пар гладиаторов. Но зато они все были в доспехах из чистого серебра! Так что народу Цезарь запомнился. Ему, кстати, тогда принадлежала гладиаторская школа в Капуе, в которой могли обучать несколько тысяч человек!
В дальнейшем Цезарь, став фактическим диктатором, вообще никак себя не ограничивал, устраивая массовые бои «стенка на стенку» между крупными отрядами гладиаторов (с конницей и слонами впридачу).
А вот родственник Цезаря и фактический «основатель правящей династии» Октавиан Август как раз и взял курс на «национализацию» гладиаторских игр.
Причина ясна: Август вышел победителем из долгой Гражданской войны (которая де-факто являлась комплексом войн — Гражданская война 44 — 42 гг., Перузинская война, Восстание Секста Помпея и Актийская война). А до этого была ещё одна Гражданская война, в которой победил Цезарь.
«Пора с этим завязывать» — мог тогда думать Октавиан. Поскольку гладиаторские игры «повышали рейтинг», следовало сделать их достоинством правителя и бюрократии, но не состоятельных граждан.
В 22 году до н.э. Август продавливает закон, согласно которому масштабы и «круг заказчиков» гладиаторских боев ограничивались. Максимальный предел гладиаторов — 120 человек, требовалось разрешение Сената для проведения «игрищ» в самом Риме. Постепенно гладиаторские игры становились прерогативой только лично императора (без всяких ограничений, естественно) и бюрократии (в регионах бои были сильно скромнее).
И если раньше гладиаторские игры проводились по принципу «хочу превзойти своего нынешнего конкурента», то теперь каждый новый император Рима старался «обогнать» предыдущего правителя в плане масштаба и зрелищности. Дабы не ударить в грязь лицом. Ведь все познается в сравнении.
И в сравнении с императором Траяном уже сам Цезарь кажется «скромнягой», с Августом впридачу. Траян, вы не поверите, устроил «тотальный праздник», в котором приняли участие... десять тысяч гладиаторов (Г. Хёфлинг Римляне, рабы, гладиаторы.)! По другим данным, гладиаторов было аж 19 000 (Julian Benett. Trajan.). Праздновали несколько месяцев.
Впрочем, Траян — это своеобразный «потолок» развития Римской империи (плюс он праздновал не просто так, но в честь победы над даками), дальше пойдут затяжные кризисы и очередные разборки между «претендентами на императорство». А там и жалостливые христиане «подтянутся». Так что превзойти рекорд Траяна в плане численности гладиаторов никто не смог (иногда выставляли большое число экзотических животных, но это все же немного «не то»).
Таким образом, произошло некое «огосударствление» гладиаторских игр, за которые отвечали лично император и, на местах — чиновники из богатой аристократии (так как в региональные игры полагалось вкладывать свои средства). Почему? Потому что гладиаторские игры позволяли императорам повышать свой рейтинг. А конкуренты в Империи адекватному правителю не нужны...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.