Найти тему
Загадки истории

Дамы Третьего рейха: как Герте Боте, работнице "конвейра" удалось избежать наказания, как она прожила остаток жизни после войны?

Оглавление

В целом эта история про большой философский вопрос – о мере ответственности. Согласно Уголовному кодексу РФ, например, исполнение преступного приказа – это не преступление. Может быть, справедливо. Но с точки зрения не законодательства, а морали, нравственности и тому подобного – это как-то странно. Человек делает что-то, что в целом является вещью нехорошей, но не несет за это ответственности. Наказывают лишь того, кто отдал этот самый преступный приказ.

Это всё актуально по отношению к истории Герты Гертруды Боте. С одной лишь оговоркой, что «Штуттгофской садистке» очень нравилось быть надзирательницей. По-хорошему, не всегда нужно освобождать исполнителей от ответственности. Необходимо устанавливать то, как они относились к своим действиям.

Но давайте уже про историю Герты.

До войны

Герта Гертруда, которая носила девичью фамилию Ланге, родилась в 1921 году. Условия в семье были неплохими. У папы была небольшая фирма по деревообработке. Герта там трудилась, когда подросла. Кроме того, девушка увлекалась легкой атлетикой, выигрывала некоторые соревнования. Можно было развиваться в этом направлении, но началась война, и Герта решила устроиться медсестрой в госпиталь. Работа была стандартная: прибывали раненые, за которыми девушка ухаживала.

Однажды ей предложили работу не такую тяжелую и высокооплачиваемую – надзирательницей в концлагере. Герта согласилась.

Жизнь садистки

Предложение поступило Герте в 1942 году. Её сразу же направили на стажировку в печально-известный лагерь Равенсбрюк. После того, как женщина освоила азы профессии, потренировалась, она была переброшена в Штуттгоф. Там тоже был немецкий лагерь. И именно там Герта получила свое прозвище.

Эта не первая история о надзирательнице концлагеря, которую я рассказываю. И каждый раз удивляюсь: почему молодые женщины, которые должны были нести в мир любовь, рожать детей, любить и быть любимыми, становились садистками? Неужели именно такая человеческая сущность? Дали полномочия, наделили властью – и всё: нет человека, а есть только злобное существо, которое получает удовольствие, издеваясь над людьми…

Это печально. Хочется все же верить, что такие, какой была Герта, - это исключение, что главное в людях – умение любить и сострадать.

-2

По воспоминаниям тех, кто сталкивался с «Штуттгофской садисткой», Боте никогда не проявляла положительных качеств в лагерях. Она издевалась над заключенными и с большим удовольствием отправляла многих в газовую камеру.

В 1944 году Герту перевели в лагерь Бромберг-Ост. А потом направили надзирать за заключенными в известном переходе до лагеря Берген-Бельзе. Эти события известны под названием «Марш смерти».

В пути Герта не изменилась. Она была всё так же жестока с заключенными.

Немецкое руководство постепенно начинало осознавать, что победы не будет. Поэтому и от концлагерей стали избавляться. Одни расформировывали. Вторые передавали во владение союзникам. Берген-Бельзе, в частности, отдали потому, что там началась эпидемия тифа. Гитлеровцы не имели никакого желания с ней бороться. Да и опасно это было.

Герту Боте в конечном итоге арестовали и отдали под суд. Несмотря на прозвище, доказать, что женщина как-то уж особенно жестоко относилась к заключенным, не удалось. Многие свидетели не дожили до этого суда. Доказательств зверств Герты было слишком мало.

Женщина получила свои 10 лет и, наверное, была очень довольна таким приговором. Вероятно, еще более довольна Герта была, когда её освободили досрочно – в 1951 году. Вот и вся плата за зверства и жестокость. Удивительно, конечно.

-3

Жизнь после

Герта Гертруда Боте смогла вернуться к обычной мирной жизни. Наверняка, она была благодарна британцам, которые сделали снисхождение и отпустили женщину досрочно из мест заключения. Герта далее жила под фамилией Ланге. Она ушла из жизни, когда ей было за 70.

В нулевых Герта Гертруда дала интервью, в котором рассказала, что не чувствует себя виноватой. Якобы деятельность в концлагере была просто работой. Более того, женщина добавила, что была обязана выполнять приказы, иначе бы её саму сделали бы заключенной. То есть старушка не раскаивалась в том, что натворила.

Вот так люди могут спокойно жить после содеянных зверств и даже не переживать. Думаю, Грете даже кошмары не снились.