Найти в Дзене
Славянский стан

Зрелища для государя. Что смотрели цари в допетровские времена?

Игрища скоморохов
Игрища скоморохов

В те далекие времена важную роль в досуге людей играли различные уличные представления, которые как правило устраивались во время различных праздников.

Первые светские театральные представления в России появились вместе с Лжедмитрием I. Именно он и его польская свита привезли в Москву множество европейских артистов и музыкантов. Вдали от надзора католической церкви, европейцы в Москве могли творить все что угодно.

Эта разнузданность вместе с польским гонором сильно раздражала традиционалистски настроенное патриархальное население Москвы. И когда самозванец был низвергнут в мае 1606 года, множество приехавших артистов были перебиты разгневанной толпой. Самому Лжедмитрию после расправы надели маску на голову, вставили дудку и бросили мелкую монету.

Однако первые Романовы тоже не были чужды такого рода развлечениям. Известно, что Михаил Федорович при дворе держал иностранного специалиста Ивана Ермиса, который помимо представлений для царского семейства занимался и подготовкой русских кадров. Он обучал двадцать человек из посольского приказа ходить по канату, играть на барабанах и дудках.

Следует сказать о том, что и до Лжедмитрия театрализованные представления присутствовали в жизни русского общества. Сам царь Иван Грозный любил облачаться скоморохом и устраивать забавы на своих пирах.

По мнению ученых, скоморохи восходили к жрецам дохристианских славянских культов, которые утратили сакральные смысли своих действий и превратились в корпорацию, как сказали бы сейчас, индустрии развлечений. Проще говоря стали артистами.

Именно памятуя их изначально языческое происхождение, церковь пыталась бороться со скоморошеством, впрочем без особого успеха, вплоть до середины XVII века. Так, еще Михаил Федорович приглашал их на свадьбу, что говорит о том социальном статусе, который имели они в обществе того периода, раз уж сам государь звал их обслуживать брачный пир.

Причем скоморохи развлекали царскую фамилию не только на свадьбе, но и в обычные дни. Отдельные представители этого народного промысла жили при дворе, и даже на женской её половине они развлекали царственных особ. Сохранились дворцовые записи, о том что царица и её приближенные жаловали развлекавших их народных артистов деньгами. Однако вскоре скоморохи и всяческие развлечения при дворе впали в немилость.

Связанно это было с тем, что в 1638 году одна из служанок царицы донесла на свою коллегу, как та, вместе с одной из иностранок ворожила на след государыни(совершали магические действия в тех местах, где она ходила). На следствии подозреваемые признались, но сообщили, что не желали причинить царице никакого вреда, а колдовали лишь на то, чтобы добиться её расположения.

Однако вскоре после этого умирает пятилетий наследник Иван, а вскоре умирает и недавно родившийся у государыни младенец. Естественно, что в те времена данные события связали с делом о ворожбе, и подозреваемых жестоко наказали. Трагедия в царской семье изменила отношение государя к развлечениям и увеселению. Так или иначе, вскоре скоморохи оказались под запретом.

Следующий царь - Алексей Михайлович отказался от услуг скоморохов на своей свадьбе, а вскоре и вовсе наложил запрет на их деятельность, и приказал уничтожить все скоморошьи инструменты. Связанно это было с тем влиянием, которое на него оказал его духовник Стефан Вонифатьев. Однако если запрет на скоморохов объяснялся их языческим происхождением, то иностранные светские театральные представления под таковой запрет не попадали.

Известно что служащие посольского приказа путешествовали по Европе и разыскивали театральных деятелей, которые могли бы организовать представления при дворце царя. Часто на такие предложения клевали авантюристы, коих в Европе в той период было с преизбытком, и они отправлялись в Россию.

Используя известный принцип «не можешь победить - возглавь», церковные идеологи не без успеха пытались обратить увлечения царя театральным действом, на благо в их понимании. Так Симеон Полоцкий написал несколько пьес для царского театра, однако при дворе они не получили популярности. Царь не любил духовных наставлений, которыми были наполнены произведения монаха.

Алексей Михайлович предпочитал комедии, которые ставил для двора немец Готфрид Иоганн Грегори, который прежде чем стать придворным режиссером-постановщиком, успел поучиться в Иенском университете, повоевать будучи наемником в Европе и в конце концов стать пастором в протестантской церкви в Немецкой слободе в России. Первой пьесой поставленной Грегори для государя стала ветхозаветная история про царя Артаксерса.

В последующем, в театре Алексея Михайловича играли люди разных национальностей и сословий, а сама работа в нем приравнивалась к военной службе, поэтому артистов часто жаловали офицерскими чинами и назначали соответствующее жалование из государственной казны. Посещение театра стало обязательным для членов боярской думы.

Репертуар театра постоянно обновлялся, помимо библейских сюжетов были и чисто исторические пьесы, например «Малая комедия о Баязете и Тамерлане» - история о борьбе турецкого султана Баязида I против Тамерлана.

Можно сказать, что русский театр Алексея Михайловича был достаточно прогрессивным для своего времени, так как сам царь и боярин А.С. Матвеев, которому государь поручил организацию работы драматического учреждения, следили за новинками того периода в Европе.

Посольский приказ составлял для государя заметки о последних событиях в Старом Свете, в которых в том числе, подробно описывались комедийные представления при дворах европейских монархов. Для этого резиденты в европейских странах посещали представления, а затем описывали увиденное и отправляли в Москву.

Но со смертью царя его детище пришло в упадок. Бояре устроили травлю возвысившегося благодаря отлично организованной работе театра А.С.Матвеева, а наследник Федор Алексеевич был подвержен влиянию своего духовника, который также осуждал драматургические увлечения Алексея Михайловича. Так светский театр на европейский манер на некоторое время ушел из русской жизни.

Что же касается скоморохов, то несмотря на запрет они еще некоторое время творили на территории Руси, их искусство ушло в народную культуру, и многие элементы из их игрищ дошли до нас в традициях масленичных гуляний. Впрочем, это уже совсем другая история.

#история #история россии #Москва #средние века #Новое время #славяне

А пока подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!