Найти тему
История таблетки

Ботулизм. Редкая, но «меткая» колбасная болезнь.

Ещё в середине 90-х, будучи молодым ординатором-инфекционистом, автор заинтересовался одной болезнью. Уж больно она отличалась от других кишечных инфекций своей картиной, и была гораздо более редкой по сравнению с «рутинными» дизентериями и сальмонеллёзами.

Обязательно 2-3 случая сразу после новогодних праздников (тогда однодневных), часто всей семьёй. "Разбор" каждого такого пациента– как участие в детективе – кто, что съел, в каком порядке и количестве, чем запивал. К сожалению, иногда (слава богу не часто) заканчивались такие истории такие и смертельными исходами, хотя «личные кладбища» у инфекционистов в доковидную эпоху были несравненно меньше, чем у коллег других специальностей – реаниматологов, онкологов, хирургов…

Некоторые больные, не "отошедшие от застолья", поступали с единственной, уникальной в своём роде жалобой – водка из носа выливается, пить не могу! А ребята ругаются, только продукт перевожу!

Вы, конечно, догадались, речь пойдёт о ботулизме. Эти ваши интронэты в то время ещё не везде провели, 5G раздавали только редкие микроволновки, и охотники за знаниями нужную информацию брали только из серьёзных научных источников. Или БСЭ, как минимум.

«У меня 8 млн. подписчиков, я снялась в 3 шоу с драками и танцами, и вот, что я думаю о Ковиде (ботулизме, форме Земли, битве при Молодях) – слава богу, вот этого всего не было.

В одной старой монографии я прочитал интересную мысль. В отличие от многих микробов-паразитов, не убивающих своего хозяина (сразу, по крайней мере), а использующих его, как кормовую базу и «инкубатор», клостридия ботулизма (Clostridium botulinum – возбудитель этой болезни) – типичный хищник! Который «охотится» на нас, больших, тёплых, умных, но таких уязвимых. Как? Что ещё за микроскопический людоед? Давайте разберёмся.

Род этих бактерий разнообразен и, к счастью, в своём большинстве для нас безопасен. Живут себе повсеместно, вызывают всякое брожение (не умов, слава богу). Открыты, конечно, Великим Пастером (Clostridium butyricum, 1861). Он первый и описал бродильные процессы, безмерно при этом помог и виноделам, и всяким производителям полезного молочнокислого. Такой вот хороший был француз, приятный во всех отношениях (про вакцину от бешенства отдельно поговорим).

У нас эти гости поселились в толстом кишечнике – никого не трогают. Если с ним всё в порядке, конечно. По форме – похожи на веретено (κλοςτεδ, клостер), кислород им не нужен в принципе. Такие бактерии называются анаэробами ("безвоздушными", если дословно), причём облигатными (обязательными, строгими). Те, кому дыхание для этой нелёгкой жизни необходимо (включая нас с вами), – аэробы.

Как я говорил, большинство из них безобидные, но меньшинство – «обидное» до безобразия! Аж кушать не можем, причём, зачастую, в прямом смысле слова. Вот список этих веретеновидных негодяев – что ни болезнь, то «песня», причём с грустным концом:

Clostridium tetani — столбняк

Clostridium perfringens – псевдомембранозный колит (тот, который после долгих и «неправильных» антибиотиков)

Clostridium perfringens, Clostridium novyi, Clostridium oedematiens и Clostridium septicum – газовая гангрена

Clostridium botulinum - ботулизм.

Поговорим о последнем, который, как говорят в странах свободы и процветания, last but not least. По списку, но не по значению. Как же он «охотится» на нас?

Кислорода, как мы помним, такому микроорганизму не нужно. Если доступ к нему есть, плюс другие «излишества нехорошие» - слишком жарко, много солнечного света, - бактерия превращается в спору, готовую пережить и нагревание, и заморозку, даже вакуум!

Лежит себе в земле или на травке, затаилась до поры до времени. На грибочках наших любимых опять же. В воде проникает в кишечник рыб, там с кислородом не очень. А это споре главное – попасть в условия, где нормальной твари дышать нечем, а если ещё и тепло, градусов 20-40, есть белок и углеводы, то можно и размножиться. Съело животное такую обсеменённую травку и носит споры в своей оочень длинной травоядной кишке, и ничего, живо и здорОво. Кислорода внутри много, бактерия пока «дремлет». А потом возьми, да помри эта косуля по каким-то другим своим причинам. Как последний олень.

Труп животного – очень даже подходящая «гостиница с питанием» для клостридии. Тут она переходит из споры в вегетативную форму – то есть начинает активно расти и питаться. И выделять всякое в окружающее «пространство».

А это «всякое» - ни много ни мало – самый сильный яд в обитаемой части галактики – ботулотоксин! 0,3 мкг – разделите грамм на миллион, а затем ещё на три – вот такая доза гарантировано отправит человека на тот свет! Это если, он его проглотит, при вдыхании нужно ещё меньше - нанограммы. И никакая соляная кислота в желудке не спасёт.

Вот таким оружием клостридия и охотится «из засады» - слава богу, не бегает, как волк, а лежит «мирно» как котик. Пока мяса с накопленным токсином не отведает другой теплокровный. Своим мощным ядом клостридия быстро убивает жертву, и снова оказывается в очередной комфортной «засаде» - до следующего. Если токсина не много, и падальщик сразу не умрёт, ничего страшного, пусть побегает, пораспространяет клостридий с навозом - чем дальше убежит и больше погадит, тем больше потенциальных жертв. Интересная теория, что ни говори.

И мясо, и рыба, заготовленные нами впрок, для клостридии –такая же еда, как и труп животного. Даже название бактерии – botulinum – дано от botulus – колбаса.

Испанские чоризо - сами как огромные клостридии. Только вкусные.
Испанские чоризо - сами как огромные клостридии. Только вкусные.

Ограничивая доступ к кислороду в таких продуктах (не обязательно закрывать герметичной крышкой, внутри большого куска мяса, подвешенного коптиться, с кислородом тоже не очень), мы сами создаём условия для размножения палочки ботулизма. Пармскую ветчину с хамоном постить не буду - от предыдущего фото слюнки текут :).

К рыбе у клостридии другой подход – вроде, и размером таранка небольшая, обдуваемая «всеми ветрами», а отравиться тоже можно. Тут «механика» следующая. Свежевыловленную рыбу сразу не выпотрошили, «спящие» в её кишечнике споры проснулись и накопили яд. Несколько часов достаточно. Теперь чисти-не чисти – токсин уже в рыбьем мясе.

В истории есть такой яркий «рыбный случай» ботулизма, один из первых задокументированных в России.

Дело было в далёком 1885 году. В одну из харьковских больниц поступает сразу пять человек «из простых». Слабость, вялость, гнусавят что-то невнятное, но при этом не пьяные. Ни пить, ни есть не могут. И в тот же день все пятеро умирают. Случай тянет на отравление, причём криминальное. Поэтому вызывают 33-летнего (!) профессора судебной медицины Василия Константиновича. С простой русской фамилией Анреп. С Фон перед ней.

И совсем на актёра Колокольникова из сериала "Воскресенский" не похож.
И совсем на актёра Колокольникова из сериала "Воскресенский" не похож.

Молодой, но талантливый врач и физиолог, к тому времени первый в мире (!) применивший кокаин в качестве местной анестезии, проводит вскрытие и… ничего не находит. Нет у ботулизма своих, свойственных только ему изменений в органах. Но полиция устанавливает, что вся компания перед этим покупала копчёную осетрину в одной из лавок. Могли позволить, не такая уж редкость на юге дореволюционной России. В больницу тем временем поступают ещё несколько человек, «угостившихся» там же. Не такие «тяжёлые».

Наш «русский немец» (из православной семьи, между прочим) заподозрил «колбасную болезнь» с родины предков - так дословно она и называлась в те времена (Wurstvergiftung – отравление колбасой). Но в литературе нигде не описана осетрина, как источник ботулизма! Есть упоминания отравления селёдкой, так у них в Европах и осетры-то как-то не «гнездятся». Исследование «благородной рыбки», изъятой у коптильной артели, под микроскопом ничего не дало (возбудитель уже был открыт 9 лет назад бельгийцем Эмилем ван Эрменгемом, прототипом Эркюля Пуаро Агаты Кристи).

Оставался один метод, доступный в те времена (и применяемый до сих пор) – биологическая проба. То есть «подозреваемую» рыбную вытяжку вводят кроликам. И те тут же умирают от паралича дыхания! Ботулизм. Причём, умирали даже те животные, которым вытяжку «всего лишь» закапывали в глаза. Силён ботулотоксин, что не говори. Всего 0,2 миллиграмма птомаина (так назвал Анреп этот «трупный яд») было достаточно.

Но на первом месте по заражению, по крайней мере в наших пенатах, стоят не колбаса и не рыба. И даже не тушёнка. А грибы! – до 70% всех случаев в России. На втором месте – домашние овощные консервы. А только потом – рыба, мясо и тушёнка.

Почему так? Там же нет вкусного животного белка, чем же клостридии питаются? Ничего, растут они и на растительных средах, накапливают яд.

Гриб – это вам не яблоко, весь в мелких порах и трещинках, споры оттуда просто так водой не вымоешь. А растёт из земли, где клостридий предостаточно. Ни соль, ни сахар, ни даже слабый уксус их споры не убьют. А долго кипятить грибы (тем более огурцы) – весь вкус погубишь. Не хрустишь и грустишь (рекламе – бой!)

Закрытая по осени баночка спокойно «дозревает» и извлекается из «закромов родины» к новогоднему столу. Если хранилась в холодильнике, то токсин не выработается (но споры выживут). Если в тёплом шкафу (25-38С – оптимум для токсинообразования) - накопит сильнейшей отравы на весь подъезд, а то и дом. Ни запахом, ни цветом такой гостинец себя не выдаст. Всё вкусно, нарядно и празднично.

И праздник к вам приходит… через несколько часов (если токсина наработалось много и тип его самый «забористый») или дней. Если самого яда было немного, но вы «схватили» самих бактерий, они в кишечнике размножились и вас «подтравливают» уже изнутри.

Так что делать при таком пищевом (а ещё бывает раневой – менее 1%, и даже новорожденных) ботулизме? Как выявить отравление? Наверняка, от такого сильнейшего яда и спасения нет?

Есть. И сильные лекарства, вылечивающие ботулизм практически полностью, найдутся, и симптомы распознать не сложно. Главное, о них знать и вовремя «забить тревогу». Про «баночные вкусности», купленные с «ящика», говорить не будем – просто опишем клиническую картину классического ботулизма.

Вот об этом уже в следующей статье.

А пока – будьте здоровы!

***

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Автор этого канала – дипломированный врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!