Найти тему
Военная история в наградах

"Берегись, граната!.."

Бои за деревню Кумово завершились за 2 часа до полуночи 18 августа 1942 г. Начальник штаба 192-й танковой бригады (ТБр) сообщил командиру 3-го танкового корпуса (ТК) генерал-майору Мостовенко о прорыве танков в Кумово, после чего Мостовенко дал распоряжение о выводе 192 Тбр из боя. В 1.30 19 августа теперь уже заместитель командира 342-й СД передал распоряжение командиру 1150-го СП о выводе танков из боя.

Начало истории про Степку, который воевал в 192-м мото-стрелково-пулеметном батальоне, входившим в состав 192-й танковой бригады, можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

Взводный отбежал и спрятался за пустой собачьей будкой. Но кроме лошади на звуки выстрелов очевидно больше никто не прореагировал. Переждав пару минут трое бойцов присоединились к своему командиру. Взводный приказал своим бойцам приготовить гранаты.

Ещё через минуту на участке, где находилась повозка с одинокой лошадью, показались двое солдат в касках, но без оружия, рукава их френчей были засучены до локтей. Один из них на ходу закуривал, а второй кричал:

- Ханс, во ист ди муницион?..

До них оставалось метров двадцать, когда взводный скомандовал "огонь". Два пистолетных и два винтовочных выстрела прозвучали одновременно с короткой очередью из ППШ. Четвёрка бегом миновала тела двух поверженных миномётчиков и оказалась в следующем дворе. Прямо среди полу затоптанных зарослей малины на некотором расстоянии друг от друга были установлены два миномёта и практически вблизи стены дома, у каждого из которых возились по три миномётчика. Ещё два солдата возились с минами поодаль.

Царь, закричав "а-а-а!", выпустил длинную очередь по солдатам у миномётов, а взводный. его ординарец и Степка выстрелили по солдатам у ящиков с минами. Результат стрельбы оказался такой. Все солдаты у ближнего миномёта оказались убиты, а всем солдатам у дальнего миномёта удалось убежать. Из двух солдат у ящиков с минами один был убит, а другому тоже удалось убежать.

Взводный приказал собрать оружие и документы. У троих солдат у миномётов оказались только пистолеты, убитый рядом с минами был совсем без оружия, но за то три карабина были аккуратно поставлены в пирамиду неподалёку. Около одного из осиротевших миномётов оказался телефонный аппарат, провод от которого был тянулся в чердачное окно соседнего сарая. Царь дёрнул за телефонный провод, через секунду из чердачного окна в огород вылетели две гранаты с длинными ручками. Взводный закричал:

- Берегись, граната!..

Бойцы бросились в укрытия, вырытые аккуратными немцами позади каждого из миномётов. Только Второй Иванов немного замешкался. Ему и досталось несколько осколков, попавших в руку, в ногу и в спину.

Взводный приказал ответить тем же. Правда, из трёх "ргдэшек" только две попали в цель, а третья, брошенная Стёпкой, отскочила от оконной дверцы и взорвалась в воздухе, повредив приставленную к стене дома под окном лестницу . Хорошо, что она была без "рубашки". Царь ещё выпустил очередь в окно и по крыше сарая.

Взводный занялся перевязкой своего ординарца, Царь залёг, прикрывая захваченную позицию, а Стёпка с оставшейся у него гранатой был отправлен на чердак сарая с задачей найти там немецкие гранаты. Взводный объяснил ему быстро, что оставшиеся у бойцов "ргдэшки" не годятся для надёжного выведения из строя миномётов, потому что они не взорвутся, если их просто опустить в стволы миномётов. Напутствовал Стёпку младший лейтенант фразой:

- Только быстро!..

Вооружившись трофейным пистолетом, Стёпка решил попытать счастья, проникнув на чердак сарая не по наружной лестнице, а изнутри. Внутри сарая было мало сена и много соломы. На чердак тоже вела лестница, а на самом чердаке было практически пусто, если не считать тела убитого немца, разбитого телефонного аппарата и большой трубы на треноге с кожаными круглыми насадками на обоих концах. Труба вроде была без внешних повреждений.

Дальномер EM-34
Дальномер EM-34
Полевой телефон FF-33
Полевой телефон FF-33

Около убитого валялся карабин. Лицо, шея и верхняя часть френча убитого были залиты кровью, поэтому Степка ограничился только тем, что вынул у него из кобуры такой же пистолет, как был теперь у него самого, и оторвал погон с широким галуном по периметру и с четырехугольной звездой в нижней части. Убитый дёрнулся от рывка, но при этом его голова повернулась лицом к Стёпке, уставившись на него одним открытым остекленевшим глазом и пустой глазницей вместо второго глаза. Степка шарахнулся в сторону. Граната была засунута за ремень убитого немца, разбитый осколками бинокль свешивался у него с груди. Рядом на досках лежали ещё две немецких "колотушки", а рядом с ними - планшет и открытый карманный компас.

Добавьте описание
Добавьте описание

Стёпка быстро окинул взором панораму, которая ему предстала из чердачного окна. В той части деревни, которую не заслонял пригорок с церковью, по улице двигался задним ходом танк с тонкой пушкой, стреляя из всех своих 5-ти пулемётов и крутя башней. На дальнем краю луга перед деревней стояли ещё несколько танков и стреляли из пушек по ближайшим к ним домам. Больше у Стёпки времени не было рассматривать поле боя и он вернулся к своим делам.

Планшет был пробит осколком, но в нём были какие-то бумаги с таблицами и записями. Схватив все приглянувшиеся ему трофеи, Степка быстро скатился по лестнице вниз, но поскользнулся на последней ступеньке и обнаружил, что поскользнулся он, потому что на ступеньке была чья-то кровь. Слабый стон из копны соломы в углу сарая подтвердил возникшие подозрения. Степка рукой, в которой был зажат пистолет, разворошил солому в ближайшем углу. Раненый немец, френч которого тоже был залит кровью, уставился на Стёпку помутневшим взглядом и слабо пошевелил рукой.

Снаружи раздались близкие одиночные выстрелы, затем Степка услышал две очереди из ППШ и взрыв гранаты. Уже выбегая из сарая с трубой за спиной, обоими пистолетами, засунутыми за ремень, планшетом через плечо, компасом в кармане шаровар, немецким карабином за спиной и гранатами в руках Степка подумал, что вообще-то не знает, как снять пистолет с предохранителя и выстрелить.

На дворе младший лейтенант стрелял по невидимым пока немцам из трофейного карабина, а Царь менял диск в ППШ. В воздухе свистели пули. Степка упал на землю, показал взводному гранаты, получил в ответ одобрительный кивок и команду "кидай сюда". Выполнив эту команду, Степка взял свою винтовку и тоже открыл огонь, целясь по кустам из соседнего огорода. Взводный был от Степке всего в десяти шагах, поэтому в этот раз гранаты угодили в "цель". Одна из них даже упала командиру на спину. Он отвинтил у двух гранат колпачки и, дождавшись, когда Царь даст очередь по невидимым немцам в соседнем огороде, бросился сначала к одному, а потом, ко второму миномёту. Степка в это время вставлял новую обойму, поэтому он только, услышав крик "быстро назад!", кинулся вслед за командиром. Царь, дав ещё одну очередь, побежал следом, но пути решил захватить карабины из пирамиды. Два негромких взрыва сзади тоже каким-то образом хоть и прикрыли их отход, но всё-таки не помешали немецкому снайперу попасть Царю в спину.

Оглянувшись на бегу Стёпка увидел, что одна миномётная "труба" теперь лежит на земле, а вторая стоит сильно "набекрень". Во дворе, куда они отбежали, их ждал перевязанный и бледный ординарец взводного, который полусидел-полулежал на тележке, Лошадь оставалась спокойной, видимо была хорошо приучена к близким выстрелам и взрывам. Царь сумел сам добежать до тележки и упал уже практически на труп её предыдущего возницы, которого, как выяснилось, звали Ганс. Царь даже как-то сумел не выронить трофейные карабины, прижимая их к груди. На спине и выше правого нагрудного кармана гимнастёрки Царя расплывались кровавые пятна. Младший лейтенант взгромоздил уже потерявшего сознание автоматчика на тележку и, приказав Стёпке придерживать Царя, заорал ординарцу:

- Гони!..

Сам он задержался с последней немецкой гранатой на несколько секунд у сгруженных с тележки ящиков с минами. Догнал младший лейтенант перегруженную тележку быстро и стал помогать Степке и лошади её катить к дороге, до которой оставалось ещё метров двести. Позади практически сразу после первого негромкого взрыва прогремели еще несколько более громких взрывов.

Из деревни они отступали намного быстрее, чем добирались до неё. Расчёты "максима" и "дегтяря" не подвели. Они в нужный момент открыли огонь по нескольким солдатам противника, выскочившим в пылу погони за разведчиками из-за крайних деревенских домов. Правда, пулемётчики ни в кого не попали, но спесь с преследующих явно сбили, вынудив их спрятаться за домами.

-5

Степка, увидев, как взводный снимает с предохранителя и стреляет из трофейного пистолета по преследующим их группу немцам, тоже сумел снять один из своих трофеев с предохранителя и даже пару раз выстрелить, не целясь. Взводный прекратил этот эксперимент, приказав Степке не отвлекаться и сильнее налечь на тележку.

Фактографический материал, использованный в этой заметке, был взят из публикации Максима Бакунина "192-я танковая бригада. Боевой путь до июля 1943 г".

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.