Ответственность, в частности, может быть связана с некачественной подготовкой системы централизованного водоснабжения к отопительному периоду, а также с технологическими сбоями в работе оборудования ТЭЦ, которые привели к снижению температуры воздуха (ниже нормативной) в жилых помещениях и на социально значимых объектах.
А еще уголовная ответственность может светить руководителям энергопредприятий, практикующим невозобновление подачи тепла потребителям-должникам в начале отопительного периода.
Такая практика ограничений является весьма распространенной. При этом уголовно-правовой риск в данном случае связан с возможной квалификацией невозобновления теплоснабжения в качестве нарушения, предусмотренного статьей 215.1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения». Ведь содержащиеся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14 положения относят тепловую энергию к источникам жизнеобеспечения!
См. нашу заметку по этому вопросу.
Еще один пример – недавняя ситуация с ТЭЦ-1 в Улан-Удэ, где в результате пожара для части города была ограничена подача тепла и горячей воды.
Инцидент вылился в незамедлительное возбуждение уголовного дела по ч. 1 ст. 217.1 УК РФ ("Нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса").
В итоге мы видим, что владение генерирующей и теплосетевой инфраструктурой в последнее время – не только высокая социальная ответственность, но и сложно управляемый перманентный источник уголовно-правовых рисков.
Это значит, что для владельцев энергообъектов крайне важна профилактика аварийности. Достигаться же она должна в т.ч. и неукоснительностью исполнения утвержденной инвестпрограммы.
Ведь помимо собственно повышения надежности энергоснабжения это при определенных обстоятельствах может позволить топ-менеджменту обосновать и отсутствие своей вины в произошедшем инциденте, исключив таким образом уголовное преследование, а также минимизировав прочие риски.
Поэтому самое время напомнить чем вообще чревато неисполнение инвестпрограммы.
Все эти нюансы следует учитывать и потребителям тепла, которые должны предпринимать все необходимые меры (в т.ч. и инициировать проверки законности перерывов их теплоснабжения), направленные на защиту своих прав и законных интересов в бесперебойном теплоснабжении.