Эпопея В. Гроссмана вобрала в себя широкий круг проблем, актуальных в любое время. Гроссман пишет о важнейших аспектах нашего бытия - жизни и судьбе, свободе и насилие, войне и жизни народа.
По мнению автора, война не простой конфликт, борьба сил, а точка, где пересекаются и сталкиваются целые миры, различные взгляды на жизненный путь и судьба отдельных людей и всего народа в целом. Война может оголить и показать со всей беспощадностью ключевые проблемы и противоречия современного общества.
В романе можно выявить два главных направления, которые были вынесены автором в заголовок книги – жизнь и судьба. «Жизнью» автор считает свободу, неповторимость личности, а «судьба» становится необходимостью, давлением государства, ограничением свободы. В судьбе главных персонажей книги превалируют трагизм и драма.
В действиях капитана Грекова который защищает Сталинград от фашистов вместе со своими отважными бойцами, проявляется не просто политическая идеология в русле правого дела борьбы с врагом или сложнейшая работа, требующая полной отдачи, самоотверженности и здравого смысла. Капитан Греков олицетворяет непокорный и твердый характер, усиленный дерзостью и независимостью в делах и мыслях. Греков стал не просто выразителем истинного свободного духа русского народа, но и общечеловеческих ценностей, ведь его фамилия также во многом космополитична.
Ключевым конфликтом романа стало столкновение народа с государством, свободы с насилием. По мнению автора, итоги сталинградской битвы определили исход войны, но даже после этого не был окончен безмолвный спор между народом-победителем и самим государством. И решение этого вечного спора определит судьбу людей и их свободу.
Конфликт между народом и государством автор показывает в раздумьях героев о коллективизации, о сложной судьбе «спецпереселенцев», в описаниях ужасов колымских лагерей, в мыслях автора и персонажей о последствиях 37 года. Лагерь на Колыме и течение войны находятся в общей связке. Гроссман утверждает, что частичную правду нельзя считать правдой. Когда Крымова арестовали, то он понимает, что его ненависть к «особисту» который выбивал из него признание, гораздо сильнее, чем ненависть к фашистам, так как Крымов увидел в «особисте» свое отражение.
Гроссман описывает весь спектр народных страдании. Под его пером оживают страшные картины лагерей, аресты и репрессий. Он с убедительной силой показывает, как система разлагает души людей, попирает нравственные и моральные устои общества. Смелые люди становятся трусами, добрые превращаются в палачей, а стойкие - малодушничают. Люди находятся под прессом двойного сознания, взаимного недоверия, которые были обусловлены сталинским самовластием и всеобщим страхом.
Еще с революционных лет сознание и поведение людей было пропитано идеологией, которая диктует, что цели выше морали, дела выше человека, а идеи выше жизни. Система двойных стандартов показана на примере Новикова, который задерживает начало наступления, чтобы не подвергать смертельной опасности своих людей. Этим он нарушает сталинский приказ и просто рискует лишиться жизни за это. С другой стороны, Гетманов без раздумий жертвует людьми, искренне считая, что любые жертвы оправданы ради достижения великой цели.
Гроссман показывает, как по-разному относятся люди к судьбе к необходимости, к выбору, к мере ответственности человека перед лицом обстоятельств. Фашистский палач Кальтлуфт, который лишил жизни сотни тысяч человек, оправдывает свои злодеяния тем, что исполнял приказ командования, приказ самой судьбы. Но автор считает, что хоть и человек идет по воле судьбы, но у него всегда есть выбор.
Гроссман прослеживает параллели между Сталиным и Гитлером, немецким концлагерем и колымским лагерем. Этим он заостряет проблему вины и ответственности человека в общемировом, философском плане. По мнению автора, за зло, творимое в мире, ответственность несут все люди в разной степени. Самые великие испытания 20 века – Вторая мировая война, фашизм и сталинизм – показали человечеству, что слепая покорность, зависимость людей от обстоятельств имеют серьезный вес в нашем мире. Но среди образов военных лет оказываются настоящие герои, которые служат примером истинного свободолюбия и совестливости.
Автор не дает ответа на главный вопрос – чья возьмет, оставляя финал романа открытым. Он предоставляет нам самостоятельно подумать над этими проблемами и каждый должен решить самостоятельно, на чьей он стороне.
Книга заставляет задуматься о том, в чем сила каждого человека, в рабской покорности обстоятельствам или в стремлении проявить свободу воли и встать выше обстоятельств, обретя духовную независимость и свободу.
Автор поставил себе задачу показать, как соотносится «жизнь» и «судьба» отдельных личностей с историческими событиями, чтобы раскрыть тему истинной свободы на фоне эпохи, пропитанной несвободой и зависимостью. Как монументальное историческое полотно книга Гроссмана показывает нам широкий срез личной и общественной жизни в сложные годы. Из окопов Сталинграда мы переносимся в фашистский концлагерь, картины советского тыла перемежаются описанием колымского лагерного быта.
Книга В. Гроссмана не относится к легкому чтиву. Это тяжелая книга о тяжелом времени в жизни каждого человека и народа в целом. Но она обязательна к прочтению каждому человеку, который стремится понять и принять самые важные, самые главные человеческие ценности - истинные ценности каждой человеческой личности и всего человечества.